Главная |
|
|
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ |
|
|
«Домик в Коломне». Рисунок А.С.Пушкина. 1830[ 2] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Характеристики всех значимых персонажей эпических, лироэпических,
драматических сочинений А. С. Пушкина |
|
«Домик в Коломне»
Стихотворная повесть
(1830; опубл. — 1833)
МАВРУША — переодетый кухаркой кавалер девушки Параши, которая вместе с матерью, бедной вдовой, живет
в Коломне — бедном пригороде Петербурга.
Хозяйственная неумелость Мавруши наводит вдову на подозрения. Отказавшись идти на обедню и сославшись на
больные зубы, Мавруша остается дома: «Пред зеркальцем Параши, чинно сидя, / Кухарка брилась…». Тут-то ее и застает вдова, которая чуть ли не
бегом возвращается из церкви, опасаясь кражи. Пришедшая позже дочь в недоумении: «Да где ж Мавруша?» — «Ах, она разбойник!» Сюжетный узел
развязан; герои, как шахматные фигуры, расставлены по местам; рассуждение о женских и «мужеских» слогах октавы, предпринятое автором в начале
повести, оборачивается игровой переменой «женской» и «мужской» ролей; обещание автора совладать с однообразным потоком рифм («Две придут сами,
третью приведут») ведет к прямым сюжетным следствиям (две героини приводят в дом третью, «Маврушу»).
Схема традиционного новеллистического сюжета, освоенного и поэзией («Беппо» Дж. Г. Байрона): дочь старой вдовы нанимает служанку, которая оказывается
переодетым ухажером, совмещена в пушкинской повести с сатирическими картинами журнальных нравов («И табор свой с классических вершинок / Перенесли
мы на толкучий рынок»). Но комизм служит в пушкинской повести лишь шутливым «прикрытием» трагически-личной темы:
Но сквозь надменность эту я читал
Иную повесть <…>
О характерах персонажей говорить не приходится, они подчеркнуто условны; зато печальный рассказчик превращается в субъективный центр
повествования и становится, по существу, главным героем «Домика в Коломне».
Литература:
1. Гершензон М. О. Мудрость Пушкина. М., 1919.
2. Вольперт Л. И. «Фоблас» Луве де Кувре в творчестве Пушкина // Проблемы пушкиноведения. Л., 1975.
3. Фомичев С. А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. Л., 1986.
«Дубровский» >>>
|
|
|
1. Источник: А.Н. Архангельский. Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии. – М.: Высшая школа, 1999 . – 286 с. ( вернуться)
2. Пушкиным были сделаны иллюстрации к «Домику в Коломне». Эти рисунки возникли не в черновиках
произведения, а в перебелённом тексте, куда Пушкин стал вносить поправки и изменения. Рисунки не носят обычного необычного характера, свойственного
наброскам черновых рукописей, но представляют собой иллюстрации в прямом смысле слова, – картинки к тексту, переводящие словесные описания в зрительные образы.
Однако следует отметить, что оба рисунка сделаны не у тех мест повествования, которые они иллюстрируют, а в самом финале вещи, у заключительных строф и после них.
Вторая иллюстрация к «Домику в Коломне» изображает переломный момент повествования: старуха, мать Параши, застаёт кухарку за бритьём. Рисунок сделан Пушкиным
уже после окончания исправления, перебелённого текста и нанесён на чистую страницу за финалом произведения. Но между текстом и иллюстрацией есть
расхождения: по тексту, вдова, обшарив лачужку и кухню, входит «к себе в покой» и там застаёт бреющуюся Маврушку, – на иллюстрации старуха прямо подходит
к окну и сквозь него, с улицы, застигает разоблачающую сцену. Рисунок выражает усмешку автора и замешательство изображаемых героев: растопыренные пальцы
рук старухи, условная расставленность ног и рук Мавруши.
Картинка эта по распространенной в то время манере заключена в овал, – Пушкин сделал ее как проект будущей иллюстрации. Такая иллюстрация появилась.
Она была исполнена художником Галактионовым для альманаха «Новоселье», вышедшего в 1833 году. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|