Эпоха Просвещения и трагедия И. В. Гёте «Фауст». Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Гёте Иоганн Вольфганг
Портрет работы Йозефа Штилера. 1828
 
 
Гёте Иоганн Вольфганг
Рис. О. Кипренского, 1823 г., литогр. А. Гревдоном ок. 1825 г.[2]
 
 
 
 
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
XVII–XVIII ВЕКОВ


3 ЧАСА

9 класс[1]


Урок 16. Направления в зарубежной литературе XVII–XVIII веков

Урок 17. Трагедия И. В. Гёте «Фауст»

Урок 18. Образ Фауста


УРОК 16
Направления в зарубежной литературе
XVII–XVIII веков

Задачи:
дать общую характеристику эпохи Просвещения; познакомить с основными направлениями в искусстве XVII–XVIII веков; определить значение эпохи Просвещения для развития мировой культуры.
Основные виды деятельности: беседа; работа со статьёй учебника; устные сообщения учащихся; ответы на вопросы учебника; работа с иллюстрациями; прослушивание музыкальных фрагментов; работа над таблицей; составление словаря эпохи.
Термины: эпоха Просвещения, рационализм, классицизм, сентиментализм, рококо, барокко.

Этапы урока

I. Слово учителя о задачах урока
и вступительная беседа

о ранее изученных и самостоятельно прочитанных произведениях русской и зарубежной литературы XVII—XVIII веков.

Примерные вопросы и задания:

1. Какие произведения русской и зарубежной литературы XVII—XVIII веков вы читали?
2. Чем они вам запомнились?
3. К каким жанрам и литературным направлениям они относятся?

Беседа призвана актуализировать знания учащихся о литературных направлениях (классицизме, сентиментализме), повторить теоретический материал, необходимый для дальнейшей работы.

II. Работа со статьёй учебника
«Зарубежная литература XVII—XVIII веков»

и вопросами и заданиями после неё.

Учитель отметит, что эпоху Просвещения нередко называют именами её великих мыслителей: во Франции — веком Вольтера, в Германии — веком Канта, в России — веком Ломоносова и Радищева. Как и любую другую эпоху, Просвещение не стоит идеализировать. Это был довольно противоречивый период мировой истории, который отличает, с одной стороны, развитие рациональных идей, вера в переустройство мира, а с другой — апатия в социальной жизни, бездействие.

Примерные вопросы и задания для беседы:

1. Как вы понимаете слова Иммануила Канта, приведённые во вступительной статье учебника?
2. В чём суть нового типа мышления, который складывается в эпоху Просвещения?
3. Сопоставьте идеалы Возрождения и Просвещения.
4. Перечислите основные категории и понятия (девизы) эпохи Просвещения.

Обобщая ответы школьников,
прокомментируем определение И. Канта.

Немецкий философ характеризует Просвещение как эпоху, в которую человек отваживается пользоваться собственным разумом, и в то же время он указывает на переходность эпохи, в которую этот процесс совершался (это только выход из несовершеннолетия, но не само совершеннолетие).

На первый план в эпоху Просвещения выдвигается разум как основа творчески преобразующего мир начала. Цели и идеалы Просвещения — свобода, благосостояние и счастье людей, мир, вольнодумство, критическое отношение к авторитетам, неприятие догм.

В каждой стране просветительское движение характеризовалось национальными особенностями.

Начало работы со словарём эпохи
можно связать с закреплением содержания статьи учебника и работой с комментариями.

Учащимся предлагается подготовить примерный словник, то есть перечень названий словарных статей в алфавитном порядке, например:

• Барокко
• Классицизм
• Предромантизм
• Просветительский реализм
• Просвещение
• Протестантизм
• Рационализм
• Реформация
• Рококо
• Сентиментализм

III. Отчёты о выполнении домашних заданий:

1) об идеалах просветителей в изобразительном искусстве;
2) об идеалах просветителей в музыке.

Подготовленный учащимися материал дополняется учителем и систематизируется в виде таблицы, включается в словарь эпохи.

Работу над таблицей «Культура и наука эпохи Просвещения» школьники продолжат и на последующих уроках.

Культура и наука эпохи Просвещения
Литература
Живопись
Музыка
Наука
 
 
 
 


Самые выдающиеся художники эпохи:

Антонис ван Дейк (1599—1641),
Питер Пауль Рубенс (1577—1640),
Родригес де Сильва Веласкес (1599—1660),
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669),
Жан Антуан Ватто (1684—1721),
Франсуа Буше (1703—1771),
Томас Гейнсборо (1727—1788).

По ходу прослушивания сообщений об искусстве эпохи Просвещения основное внимание следует обратить на принадлежность художников к тому или иному направлению. В результате у учащихся углубляются представления о наиболее значительных направлениях — классицизме, барокко, рококо. Самыми важными жанрами изобразительного искусства в эту эпоху становятся портрет, пейзаж, бытовая живопись.

В основе многих произведений искусства классицизма — сюжеты из античной мифологии, античной истории. Темы классицизма — геройство, патриотизм и христианские добродетели.

Полотна художников поражают мощью и гармонией (Н. Пуссен, К. Лоррен и др.).

Отличительные черты стиля барокко — зрелищность и благочестие. Барокко служило прославлению могущества и блеска государства. Произведения барокко отличал театральный блеск и фантастичность сюжетов.

В искусстве рококо (А. Ватто, Ф. Буше) впервые проявился стойкий интерес к изображению тонких переживаний человека, это был шаг к сентиментализму с его вниманием к изгибам человеческой души. Сюжеты — мифологические, религиозные, пастушеские идиллии.

Изобразительное искусство Просвещения внесло огромный вклад в осмысление человека и его отношения к миру. Первая половина XVIII столетия отражала главным образом чувственные наслаждения, вторая «проникнута глубоким трагизмом, глубоким переживанием действительности и социальной, и духовной, и чувственной» (Платонова Э. Е. Культурология. — М., 2003. — С. 443).

Гениальные композиторы эпохи создали прекрасную музыку, воплотившую глубокие раздумья о человеке, трагизме его существования.

Мастера музыкального барокко:

Иоганн Себастьян Бах (1685—1750),
Георг Фридрих Гендель (1685—1759).

Гражданская тематика, библейские сюжеты позволяли композиторам выразить динамичность, противоборство человеческих страстей.

Принципы классицизма эпохи Просвещения гармонично и стройно выражены в творчестве Кристофа Виллибальда Глюка (1714—1787), Йозефа Гайдна (1732—1809), Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1791). Музыкальные шедевры Людвига ван Бетховена (1770—1827) предвосхитили романтизм новой эпохи.

Своеобразным фоном при прослушивании музыкальных фрагментов могут стать фотографии известных архитектурных ансамблей эпохи Просвещения.

IV. На следующем этапе урока
заслушивается сообщение ученика «Образование и воспитание в эпоху Просвещения (Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.)».

V. Заключительный этап урока
можно посвятить обсуждению эссе учащихся «Чем могут быть близки идеи эпохи Просвещения современному человеку?».

VI. Домашнее задание:

1) завершить работу над таблицей «Культура и наука эпохи Просвещения»;
2) прочитать статью учебника «Иоганн Вольфганг Гёте» и ответить на вопросы после статьи (по выбору).

Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 1—2 учебника (по выбору учащихся).


УРОК 17
Трагедия И. В. Гёте «Фауст»

Задачи:
познакомить учащихся с философской и нравственной проблематикой, своеобразием сюжета и композиции трагедии И. В. Гёте «Фауст»; обогатить их представления о жанре трагедии.
Основные виды деятельности: ответы на вопросы учебника; выразительное чтение; устные сообщения учащихся; работа над репродукциями.
Термины: трагедия, композиция, пролог, сюжет, антитеза.

Этапы урока

I. Вступительная беседа

на основе материала статьи учебника «Иоганн Вольфганг Гёте» и вопросов 1, 3, помещённых после неё, с использованием презентации «Гёте и его время», подготовленной учащимися.

На этом этапе урока можно обратиться к известному карандашному портрету 74-летнего Гёте, выполненному О. А. Кипренским.

Какое представление создаёт это портретное изображение о личности немецкого поэта?

II. Рассказ учителя с элементами беседы
об истории создания, своеобразии проблематики, сюжета, композиции и жанра трагедии, дополняемый проверкой индивидуальных заданий.

В трагедии «Фауст» с необычайной глубиной поставлены вопросы о смысле человеческой жизни, соотношении научного познания мира и вечных ценностей бытия. Об этом замечательно сказал А. С. Пушкин: «„Фауст“… это особый мир, как „Божественная комедия“, это в изящной форме альфа и омега человеческой мысли со времён христианства, это целый мир, как произведения Шекспира».

Трагедия «Фауст» — произведение, создававшееся на протяжении почти всей творческой жизни Гёте. Оно отразило философские и научные поиски эпохи. Центральная идея эпохи Просвещения — идея разума, и Гёте создаёт образ Фауста, описывает сложный процесс познания истины.

Уместно на этом этапе урока обратиться к заданию 2 учебника: «Сопоставьте этапы работы Гёте над трагедией с историческими событиями, происходившими в Европе. Как эти события могли сказаться на творении поэта?»

Школьники должны назвать французскую революцию XVIII века, приход к власти Наполеона, распад Римской империи. Не случайно в 1824 году Гёте в разговоре с И. П. Эккерманом заметил: «У меня громадное преимущество благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события».

Раскрывая замысел Гёте, следует отметить его смелость, на что в своё время обратил внимание А. С. Пушкин: «Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческой мыслью, — такова смелость… Гёте в „Фаусте“».

После краткого «Посвящения» Гёте поместил «Театральный пролог», на первый взгляд непосредственно не связанный с трагедией. Но именно этот пролог даёт своего рода установку на восприятие произведения, которое существенно отличается от уже известных учащимся трагедий.

Проверяя индивидуальное задание 1 учебника и обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что в разговоре поэта, комического актёра, директора театра намечена жанровая специфика «Фауста». В этом прологе указываются те поэтические средства, с помощью которых будет воплощён замысел трагедии.

В «Прологе на небе» в споре Мефистофеля с Господом о Фаусте намечена основная идея произведения, обнаруживается конфликт. Господь верит в высокое предназначение человека:

Чутьём, по собственной охоте
Он вырвется из тупика.

А Мефистофель призван побуждать Фауста искать смысл жизни и таким образом становится орудием мудрого Господа:

Из лени человек впадает в спячку.
Ступай, расшевели его застой,
Вертись пред ним, томи и беспокой,
И раздражай его своей горячкой.

С данным прологом связана сделка Фауста и Мефистофеля в первой части трагедии. Затем учитель кратко перескажет начальные сцены первой части трагедии.

III. Чтение фрагментов из части первой «Фауста»,
помещённых в учебнике.

IV. После чтения организуется беседа
на выявление восприятия и понимания прочитанного на основе вопросов 1—3 учебника.

При обсуждении сцены сделки учитель должен подчеркнуть, что по своим условиям она отличается от договора между Фаустом и чёртом из «народной книги». Там договор заключался на 24 года, в течение которых чёрт обязывался выполнять все желания Фауста, после чего душа Фауста переходила в его собственность. В трагедии срок договора не определён. Но Мефистофель должен дать Фаусту момент полного удовлетворения жизнью и собой, когда бы Фауст мог воскликнуть: «Мгновение, повремени!» — и тогда Мефистофель завладеет душой Фауста, получит подтверждение тому, что человек — жалкое существо, и выиграет пари, заключённое с Господом.

По мнению литературоведа И. Ф. Волкова, Гёте коренным образом переосмыслил традиционный мотив договора человека с дьяволом:

«…Союз Фауста с Мефистофелем заключается по принципу пари, спора, такого спора, в котором каждый уверен в своей правоте, но конечный результат которого, как и в споре Мефистофеля с Богом, проблематичен. Спор идёт опять-таки о смысле человеческой жизни, и решить его может только сама эта жизнь — не в виде готовой истины, но самим ходом своего развития… (Волков И. Ф. «Фауст» Гёте и проблема художественного метода. — М., 1970. — С. 208—209).

V. Домашнее задание:

перечитать фрагмент из «Фауста» И. В. Гёте, ответить на вопросы и выполнить задания 4—5 учебника.

Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 3—4 учебника (по выбору учащихся).


УРОК 18
Образ Фауста в трагедии И. В. Гёте

Задачи:
определить непреходящее значение образа Фауста как «вечного образа» мировой литературы; познакомить с различными художественными интерпретациями этого образа.
Основные виды деятельности: выразительное чтение; ответы на вопросы; дискуссия; работа с иллюстрациями; прослушивание музыкальных фрагментов.
Термины: «вечный образ», монолог, трагедия.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока,

посвящённого одному из сложнейших образов мировой литературы, разговор о котором может быть лишь начат на уроках литературы в 9 классе. К этому образу школьники будут не раз возвращаться при изучении литературы в старших классах, например при анализе романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», романа И. А. Гончарова «Обломов», стихотворений А. А. Блока, Б. Л. Пастернака, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и др.

Фауст — образ героя, оказавшийся притягательным для писателей, художников, композиторов разных времён и народов. Что привлекает к нему внимание? Что сближает его с другими «вечными образами»: Прометеем, Дон Кихотом, Гамлетом? Что волнует современного читателя в судьбе Фауста?

II. Анализ образа Фауста
на основе проверки домашнего задания,

чтения и пересказа отдельных фрагментов произведения.

Здесь же заслушиваются сообщения учащихся, отвечавших на вопрос 4 учебника.

В герое Гёте заложено прометеевское, титаническое начало. С Гамлетом Фауста сближает признание:

…Две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
Одна, как страсть любви, пылка
И жадно льнёт к земле всецело,
Другая вся за облака
Так и рванулась бы из тела.

Фауст постоянно ищет смысл жизни (отчёт о выполнении индивидуального задания 3 учебника).

Дополнительные вопросы учащимся,
знакомым с полным текстом трагедии:


1. Какое место занимает любовь к Гретхен в истории духовных исканий Фауста?
2. Фауст и Маргарита: кто виноват?

Автор проводит героя через разные этапы духовных исканий: занятия наукой, испытания в любви (история с Маргаритой), приобщение к искусству (театр при дворе императора), увлечение античной культурой (встреча с Еленой в Спарте), практическая деятельность по преобразованию природы (проект осушения болот и ограждения осушенной земли от затопления морем).

Сам Гёте говорил о своём герое:

«Характер Фауста на той ступени, на которую подняло его из народной сказки современное мировоззрение, — это характер человека, который нетерпеливо „бьётся“ в рамках земного бытия и считает высшее знание, земные блага и наслаждения недостаточными для удовлетворения своих стремлений».

Фауст — трагический герой, ему мало что удаётся сделать.

И тем не менее герою принадлежит жизнеутверждающий монолог в финале трагедии (выразительное чтение монолога заранее подготовленным учеником или учителем).

Вопросы и задание классу:

1. В чём смысл обретённой героем истины?
2. Сравните разные переводы этого монолога (переводы Н. Холодовского, Б. Пастернака и др.).
3. В чём трагедия Фауста?

Непреходящее значение образа Фауста в том и состоит, что герой не может остановиться в своих исканиях. Поэтому образ Фауста приобретает глубокое философское содержание. В нём выражена авторская идея вечного движения вперёд, гуманистическая вера в человека и оптимистический взгляд на жизнь.

III. На следующем этапе урока
организуется работа с иллюстрациями
к трагедии «Фауст».


Можно обратиться к литографиям современника Гёте — французского художника Э. Делакруа и гравюрам русского художника А. Д. Гончарова. В первую очередь используем иллюстрации к сцене, помещённой в учебнике.

Примерные вопросы для беседы:

1. Такими ли вы себе представляли героев трагедии?
2. Соответствуют ли образы, созданные художниками, образам Гёте?
3. Чем различаются художественные интерпретации образов, созданные Э. Делакруа и А. Д. Гончаровым?

IV. Отчёт о выполнении индивидуального задания,

сообщение ученика «Музыкальные интерпретации „Фауста“ Гёте (Р. Вагнер, Р. Шуман, Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ф. Лист, М. Глинка, А. Шнитке)» с прослушиванием отдельных музыкальных фрагментов.

V. Записи в рабочих тетрадях
афоризмов из трагедии И. В. Гёте «Фауст»

(проверка выполнения задания 5 учебника).

VI. В ходе заключительной беседы
учащимся предлагается поделиться своими раздумьями:

1. Над чем заставила задуматься трагедия И. В. Гёте «Фауст»?
2. Какие вопросы она вызвала?

В заключительном слове
учитель скажет о том, что Фауст духовно близок самому Гёте ощущением мучительного разрыва между мечтой и действительностью, внутренней неудовлетворённостью, глубоким самоанализом. Жизненный путь Гёте — это путь неустанных духовных исканий и напряжённого труда, практической деятельности. Подводя итоги своей жизни, поэт сказал И. П. Эккерману:

«Я не хочу жаловаться и не хочу бранить свою судьбу, но, в сущности, в моей жизни ничего не было, кроме тяжёлого труда. Точно я всё время ворочал камень, который снова и снова скатывался, и надо было снова его вталкивать».

Но наряду с этим признанием нам дорого и другое:
«Смысл и значение моих произведений и моей жизни — это триумф чисто человеческого».

Учитель ещё раз сделает вывод
об огромном воздействии «Фауста» Гёте на мировую и русскую литературу («Манфред» и «Каин» Дж. Байрона, «Чаша и уста» А. де Мюссе, «Сцена из Фауста» А. С. Пушкина, «Фауст» И. С. Тургенева, «Доктор Фаустус» Т. Манна и др.).

В финале урока
могут прозвучать строки из трагедии Гёте, ставшие эпиграфом к одному из самых известных произведений русской литературы XX века — роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

…так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

VII. Домашнее задание:

1) написать сочинение «Наиболее понравившееся произведение зарубежного писателя, прочитанное недавно»;
2) прочитать статью учебника «Жанр оды в мировой литературе».

Следующие уроки: Урок 19. Оды Пиндара и Ф. Малерба >>>


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

2. Гете. Рисунок Ореста Кипренского, 1823 г., литографированный Анри Гревдоном около 1825 г. Государственная Публичная Библиотека, Санкт-Петербург.
Летом 1823 г. 74-летний Гете находился в Мариенбаде, там Кипренский и нарисовал его портрет.
9 августа 1823 г., в письме из Мариенбада к Шульцу, Гете сообщает: «не так давно одному воспитанному в Риме и Париже русскому живописцу, который правильно мыслил и ловко работал, позировал я много часов, которым посчастливилось дать радость всем сторонам ... Поименованный собирается побывать в Берлине и именуется Кипринским».
Подлинники Кипренского исчезли. Осталось только литографское переложение одного из рисунков, сделанное чужой рукой. Литография Гревдона передает наименее значительный из его портретов. Записи Гете позволяют считать, что Кипренский сделал с него два рисунка. Фигура Гете за столом, с пером в руке, соответствует лишь последнему упоминанию дневника 18 июля о втором, послеобеденном сеансе: «после обеда снова пришел художник и набросал фигуру, сидящую за столом, в правой руке перо, левой не видно» и т. д.; это описание дано явственно в качестве варианта к тому, что рисовал Кипренский целых пять дней раньше, в течение «многих часов», как отмечено в письме к Шульцу.
Литография Гревдона с двойной подписью: «О. Kiprinsky» слева и «Н. Grevedоп» справа, выполнена и отпечатана в Париже.
Гете сидит напряженно, он явно позирует, он дан в условном движении, но в эту нарочитость врывается его крепкое жизненное своеобразие, действительная особенность его облика. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика