Главная |
|
|
Дж. Р. Толкин.
Фото 1940 г. |
|
|
Айзек Азимов.
Фото до 1959 г. |
|
|
Айзек Азимов
с наградой «Небьюла».[ 3]
Фото 1973 г. |
|
|
|
|
Р. Шекли.
Фото |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЮЖЕТ В ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
4 ЧАСА
|
|
|
Урок 97. Роман Г. Уэллса «Война миров»
Урок 98. Повесть Дж. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно»
Урок 99. Рассказ А. Азимова «Поющий колокольчик»
Урок 100. Рассказ Р. Шекли «Страж-птица»
* Урок 101. Научная фантастика и фэнтези[2]
Герберт Джордж Уэллс
(1866 – 1946)
УРОК 97
Роман Г. Уэллса
«Война миров»
Задачи: обобщить знания учащихся о фантастике; познакомить их с отдельными фактами биографии и творчества Г. Уэллса.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; рассказ о писателе; беседа по вопросам; чтение фрагмента романа; обмен впечатлениями.
Термины: роман, фантастика.
Этапы урока:
I. Вступительная беседа
о фантастической литературе
и её основной тематике, которая нашла отражение и в произведениях Г. Уэллса, например:
путешествие во времени,
эксперименты с человеческой натурой,
проявления необычайных способностей у отдельных людей,
изобретение поражающих воображение технических приспособлений или орудий массового уничтожения,
столкновения разных цивилизаций и миров и др.
II. Рассказ учителя о Г. Уэллсе,
его биографии и творчестве
на основе материалов учебника (с возможным привлечением дополнительной литературы).
III. Чтение фрагмента романа
Г. Уэллса «Война миров»
поможет вхождению учащихся в необычный художественный мир, отчасти уже знакомый им, в том числе по кинофильмам, снятым на основе романов писателя.
IV. Анализ
фрагмента романа Г. Уэллса
с использованием вопросов и заданий 1—4 учебника и комментариев к роману.
V. Домашнее задание: прочитать повесть Дж. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно».
|
|
Джон Рональд Руэл Толкин
(1892 – 1973)
УРОК 98
Повесть Дж. Р. Толкина
«Хоббит, или Туда и обратно»
Задачи: обобщить представления учащихся о жанре фэнтези;
познакомить их с отдельными фактами биографии и творчества, удивительным художественным миром Дж. Р. Толкина.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; рассказ о писателе; беседа по вопросам; чтение фрагментов повести; обмен впечатлениями; словарная работа.
Термины: повесть, фольклор, фантастика.
Этапы урока
I. Вступительная беседа о жанре фэнтези,
а также о писателях и кинорежиссёрах, которые активно обращаются к этому жанру, ставшему необычайно популярным.
II. Рассказ учителя о Дж. Р. Толкине,
его биографии и творчестве на основе материалов учебника и с элементами беседы:
1. Что вам уже известно о биографии Дж. Р. Толкина?
2. Какие произведения писателя вы читали?
3. Смотрели ли вы художественные фильмы, снятые по произведениям Толкина?
4. Привлекает ли вас мир Толкина? Что в этом мире кажется вам особенно интересным, необычным?
5. Как вы можете объяснить причину необычайной популярности произведений Толкина?
III. Чтение начала повести Дж. Р. Толкина
«Хоббит, или Туда и обратно»
поможет вхождению учащихся в необычный художественный мир, отчасти уже знакомый им (например, по фильму «Властелин колец»).
IV. Анализ фрагментов повести
Дж. Р. Толкина
с использованием вопросов и заданий 1—6 учебника и комментариев к повести.
На данном этапе урока проводится словарная работа.
Семиклассники вспоминают значение слова «филология» и в процессе анализа художественного мира фэнтези особое внимание уделяют художественной функции слова
в тексте (необычная лексика, говорящие имена).
Вхождению в мир Толкина поможет также карта Средиземья, на которой обозначены описанные в повести места (Великое Море, Мглистые горы и др.).
V. Заключительное слово учителя
о художественном мире фэнтези и его необычных обитателях.
VI. Домашнее задание:
прочитать рассказ А. Азимова «Поющий колокольчик».
|
|
Айзек Азимов
(1920 – 1992)
УРОК 99
Рассказ А. Азимова
«Поющий колокольчик»
Задачи: обобщить представления учащихся о научно-фантастических произведениях; обсудить особенности сюжета рассказа А. Азимова «Поющий колокольчик».
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; рассказ о писателе; беседа по вопросам; чтение и анализ фрагментов
рассказа; обмен впечатлениями.
Термины: рассказ, фантастика.
Этапы урока
I. Вступительная беседа
о научной фантастике и её жанровых разновидностях, знакомых семиклассникам:
— научно-фантастические рассказы («Человек, который никогда не лгал» А. Азимова, «Долгая вахта» Р. Хайнлайна, «Ракета» Р. Брэдбери и др.);
— научно-фантастические повести («Билет на планету Транай» Р. Шекли, «Неукротимая планета» Г. Гаррисона, «Звёздные корабли»
И. А. Ефремова, «Голова профессора Доуэля» А. Р. Беляева, «Страна багровых туч» А. Н. и Б. Н. Стругацких и др.);
— научно-фантастические романы («Машина времени» Г. Уэллса, «Плавучий остров» Ж. Верна, «Утопия 14» К. Воннегута,
«Аэлита» А. Н. Толстого, «Туманность Андромеды» И. А. Ефремова и др.);
— научно-фантастические пьесы (драма «R.U.R.» и комедия «Средство Макропулоса» К. Чапека и др.).
II. Рассказ учителя об А. Азимове,
его жизни и творчестве с использованием фрагментов из воспоминаний о писателе, материалов, размещённых на сайтах «Википедия»,
«Айзек Азимов» и др.
Важно отметить в рассказе, что среди писателей-фантастов много учёных (физиков, химиков, биологов, математиков и др.), которые вполне успешно, как и А. Азимов,
совмещали свою научную деятельность с художественным творчеством.
III. Чтение и анализ рассказа
А. Азимова «Поющий колокольчик» с использованием вопросов и заданий 1—5 учебника.
IV. Заключительное слово учителя
о тех открытиях, которые принадлежат А. Азимову в научной фантастике (например, «Три Закона Роботехники»),
а также о соединении в некоторых его рассказах черт научной фантастики и детектива.
V. Домашнее задание:
1) прочитать рассказ Р. Шекли «Страж-птица»;
2) написать рецензию на один из научно-фантастических рассказов.
|
|
Роберт Шекли
(1928 – 2005)
УРОК 100
Рассказ Р. Шекли «Страж-птица»
Задачи: познакомить семиклассников с отдельными фактами биографии и творчества Р. Шекли; отметить в рассказе «Страж-птица» черты жанра «предупреждения».
Основные виды деятельности: заочная экскурсия на родину писателя; демонстрация фотографий, слайдов, кинофрагментов; чтение фрагментов
рассказа; беседа по вопросам учебника.
Термины: фантастика, символ.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о Р. Шекли, писателе, учёном и общественном деятеле.
II. Заочная экскурсия на родину Р. Шекли,
в далёкий американский штат Айдахо (такую экскурсию можно провести при помощи материалов, помещённых в Интернете).
III. Чтение и анализ рассказа «Страж-птица»
с использованием вопросов 1—5 учебника.
Специально следует остановиться на такой широко распространённой жанровой разновидности научно-фантастической прозы, как «предупреждение»,
сказать о философской и нравственной проблематике произведений научной
фантастики, обращающей читателя к вопросам о перспективах развития человечества и цивилизации.
Учащимся уже знакомы некоторые произведения, предупреждающие об опасности бездумного использования достижений науки
(например, рассказы Р. Брэдбери и его роман «451 градус по Фаренгейту»).
IV. Заключительное слово учителя
о своеобразии научно-фантастических произведений Р. Шекли, которые становились основой для многих кинофильмов.
V. Домашнее задание:
подготовить устный рассказ о жанре фэнтези.
|
|
УРОК 101*
Научная фантастика и фэнтези
Задачи: обобщить сведения о фэнтези и научной фантастике;
расширить круг чтения учащихся; формировать интерес к чтению фэнтези и научно-фантастических произведений.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов литературных произведений; беседа по вопросам; просмотр фрагментов кинофильма.
Термины: научная фантастика, фэнтези.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания,
устные рассказы учащихся о жанре фэнтези (с примерами из литературных произведений и кинофильмов).
II. Лекция учителя о жанровых разновидностях
фантастической литературы
(утопия и антиутопия, апокалиптика, историческая фантастика, социальная фантастика), о философской проблематике фантастических произведений,
связи фантастики и футурологии (прогнозирования).
III. Просмотр фрагментов кинофильмов
и определение их жанровой принадлежности (научная фантастика или фэнтези).
Семиклассники выберут для обсуждения экранизации популярных романов Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере,
в которых создан фантастический мир Хогвартс, напоминающий о жанре фэнтези.
IV. Домашнее задание:
подготовить презентацию новых изданий произведений фантастической литературы.
Следующие уроки: 102. Итоговый урок >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 7 класс; под ред.
В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2021. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
3. Премия «Небьюла» за лучший роман (англ. Nebula Award for Best Novel) ежегодно
вручается Американской ассоциацией писателей-фантастов (SWFA) за произведение, написанное в жанре научной фантастики, фэнтези или родственных
жанрах и опубликованное в США в предыдущем календарном году.
Работа, выдвигаемая в этой категории, должна быть объёмом не менее 40 000 слов, хотя по желанию автора произведения меньшего объёма также могут
быть номинированы. Премия нумеруется по году выхода произведения, а победитель выбирается по итогам голосования среди членов SFWA.
Номинационный период проходит с 15 ноября по 15 февраля, когда члены SFWA могут выдвигать претендентов. По окончании этого периода комиссар
премии составляет финальный бюллетень, который оглашается до 20 февраля.
После этого среди членов SFWA с 1 по 30 марта проходит тайное голосование. Произведение, набравшее больше всех голосов, объявляется победителем.
Премия вручается с 1965 года. ( вернуться)
|
|
|
Тед Несмит. Прощание с Лориэном («Властелин колец»)
Тед Несмит (англ. Ted Nasmith; р. в середине 1950-х) – канадский художник-иллюстратор и архитектор-рендерер.
Наиболее известны его иллюстрации к работам Дж. Р. Р. Толкина «Сильмариллион», «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин колец». |
|
|
Джим Кей. Гарри Поттер
Над книгой «Гарри Поттер и Философский камень» Джим Кей работал почти два года – в обновленном издании 110 полноцветных иллюстраций |
|
|
|
|
|
|
|