Урок 78. Монолог и диалог как средства создания образа
* Урок 79. Работа над речевой характеристикой героя[2]
* Урок 80. Резервный урок.
УРОК 79
Работа над речевой
характеристикой героя
Задачи: закрепить навыки работы над речевой характеристикой литературного героя и цитирования; подвести итоги работы в третьей четверти.
Основные виды деятельности: устные ответы на вопросы; выполнение письменной работы.
Термины: речевая характеристика, монолог, внутренний монолог.
Этапы урока
I. Постановка целей урока
— закрепление навыков создания устной или письменной речевой характеристики литературного героя с использованием фрагментов его высказываний.
II. Составление примерного плана
речевой характеристики Лонгрена,
одного из персонажей повести А. С. Грина «Алые паруса», и беседа по вопросам:
1. Что нам известно о Лонгрене? Что это за человек?
2. Много ли говорит Лонгрен? Что он предпочитает обычно — сказать или промолчать? Как это его характеризует?
3. Вспомните первые слова, которые произносит герой в начале повести. Почему после этого вопроса он очень долго ничего не говорит или предпочитает
отделаться краткими ответами («Да», «Нет», «Помаленьку» и т. п.)?
4. Какие слова и как произносит Лонгрен в сцене с Меннерсом? Почему здесь используются восклицательные знаки?
5. Почему только для Ассоль Лонгрен не жалеет слов? О чём он рассказывает дочери? Можно ли утверждать, что он прекрасный рассказчик? Докажите примерами из текста.
6. Какие высказывания Лонгрена характеризуют его как человека скрытного и даже мрачного, но доброго и эмоционального?
(«Чёрную игрушку я сделал, Ассоль…»; «Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они и не могут».)
7. Приведите примеры внутреннего монолога Лонгрена. Как этот монолог характеризует героя?
8. Какой вывод можно сделать о Лонгрене на основе того, что и как он говорит? Как автор относится к этому герою? Разделяете ли вы авторскую
оценку Лонгрена?
III. Выполнение письменной работы
«Речевая характеристика Лонгрена».
IV. Чтение фрагментов из работ учащихся,
замечания и комментарии учителя.
V. Подведение итогов работы
в третьей четверти.
Урок 80. Резервный урок
Следующие уроки: Урок 81. Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» >>>
|