Главная |
|
|
Портрет Ф. И. Тютчева
работы К. Даутендея. 1850-1851.
Раскрашенная фотография[6] |
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ
(1803 - 1873)
4 ЧАСА
10 класс[1] |
Содержание уроков и материалы для контроля уровня литературного развития десятиклассников соответствуют образовательному
стандарту по литературе и Базисному учебному плану. Книга для учителя.
Уроки 59-60. Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике
Урок 61. Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева
Урок 62. Любовная лирика Ф. И. Тютчева
УРОК 62
«О, как на склоне наших лет / Нежней мы любим и суеверней...» [2]
Любовная лирика Ф. И. Тютчева.
Любовь как стихийная сила и как «поединок роковой».
«О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь»,
«Я помню время золотое...» и «К. Б.» («Я встретил Вас — и все былое...»).
Обучение сопоставительному анализу стихотворений.
В начале урока нужно повторить любовную лирику Тютчева, изученную в 9 классе, вспомнить способы раскрытия в ней переживаний лирического «я».
Поэт был уверен, что без любви жизнь немыслима. Поэтому любовь он считал неотъемлемым признаком подлинно человеческих отношений.
Учащиеся могут подготовить сообщения об адресатах любовной лирики поэта, прочитать стихи, посвященные им.
Индивидуальные сообщения
1. Рассказ о пожаре на пароходе,
где находилась первая жена Тютчева Элеонора и его дети, и чтение стихов, посвященных ее памяти: «Еще томлюсь тоской желаний...» (1848)
и «В часы, когда бывает...» (1858).
Стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний...» посвящено памяти первой жены Тютчева Элеоноры Петерсон, урожденной графини Ботмер.
Она умерла в 1838 г. вскоре после пожара на пароходе «Николай I», где она находилась вместе с детьми. Нервное напряжение подорвало ее здоровье,
и Тютчев, переживая ее смерть, поседел за одну ночь.
Настроение стихотворения вызывает чувство скорби, утраты. Ключевые образы текста — это Он и Она. Лирический субъект не может забыть свою любовь.
Анафоры первой строфы стихотворения усиливают глагольную лексику, передающую невозвратимость и невосполнимость утраты. Но воспоминания о ней «в сумраке».
Это говорит о том, что ее незабвенный образ лирический субъект не может забыть, хотя, вероятно, прошло уже много времени, омраченного горечью воспоминаний.
Во второй строфе стихотворения явно чувствуется упрек лирического субъекта самому себе. Он называет ее образ «недостижимым», подчеркивая тем самым ее
нравственное превосходство. В стихотворении нет богатства лексических и синтаксических изобразительных средств. Однако глубина чувства создается высокой
искренностью переживаний, обобщенностью лирического настроения. Человек, который способен много лет «в сумраке воспоминаний» искать на небе свою
неизменную звезду, несомненно, способен на настоящее, высокое чувство.
2. Рассказ о втором браке Тютчева.
Чтение стихотворений, посвященных второй жене поэта Эрнестине Федоровне Дёрнберг. Это «1-е декабря 1837 г.», «Итальянская Villa», «С какою негою,
с какой тоской влюбленной...», «Не знаю я, коснется ль благодать...», «Она сидела на полу...».
Стихотворение «Она сидела на полу...» посвящено второй жене Тютчева, урожденной баронессе Пфеффель, и, по мнению Л. Н. Кузиной и К. В. Пигарева,
имеет в своей основе жизненный факт. Э. Ф. Тютчева, разбирая письма, уничтожила часть своей семейной переписки. Тютчев сделал из этой бытовой ситуации
лирический шедевр. Две первые строфы построены по одной модели. В двух первых стихах каждой из строф изображается бытовой факт: «Она сидела на полу и
груду писем разбирала...», «брала знакомые листы и чудно так на них глядела». В двух вторых стихах каждой строфы поэт поднимается до философского обобщения,
переданного при помощи символических сравнений. Она брала письма, «как остывшую золу», и смотрела на них, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело...».
Письма как одно из главных средств общения в XIX в. порой запечатлевали целую человеческую жизнь с ее утратами и радостями. Письма хранили, берегли,
перечитывали. Поэтому уничтожение переписки казалось Тютчеву неким таинством, связанным с утратой частички своей жизни и своей души. Отсюда сравнение
писем с «остывшей золой» и мертвым «брошенным телом», которое покинула душа.
Вершина в развитии чувства в третьей строфе, наполненной возвышенной лексикой и риторическими восклицаниями. Лирический субъект текста готов
«пасть... на колени», созерцая «роковую минуту» прощания с прошлым, ощущая неотвратимый бег времени, когда нельзя вернуть пережитое и заново ощутить
горесть «минут любви и радости убитой». В стихотворении Тютчев предстает перед нами как тонкий лирик, способный к талантливому изображению глубинных
человеческих переживаний.
3. Вернувшись в Россию в 1844 г., Тютчев вскоре получает должность старшего цензора Комитета цензуры иностранной, а затем становится
председателем этого комитета. В 1854 г. появляется первая книга стихов Тютчева в России, включающая 92 стихотворения. В 1850-е гг. поэт
сближается с Е. А. Денисьевой, к которой испытывает глубокое и сильное чувство. Любовные потрясения и ранняя смерть Денисьевой тяжело
запечатлелись в его душе и породили цикл стихотворений, которому по психологической глубине и тончайшим душевным переживаниям нет равных в мировой любовной лирике.
В стихотворениях «денисьевского» цикла исключительно сильно изображено чувство последней, прощальной любви. Это «О, как убийственно мы любим...»,
«Не раз ты слышала признанье...», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «Есть и в моем страдальческом застое...», «Последняя любовь».
Из этих стихов может быть составлена литературная композиция. Грамотное выразительное чтение станет показателем их понимания.
Главные вопросы для обсуждения
— Каким предстает перед нами лирическое «я» стихотворений?
— Что можно сказать об их авторе?
Стихотворение «О, как убийственно мы любим...», входящее в образовательный стандарт по литературе, необходимо сделать предметом углубленного анализа.
Вопросы и задания к
стихотворению «О, как убийственно мы любим...»
1. Какой глубинный парадокс открывает Тютчев в любви? Почему человек обречен губить то, что всего милее его сердцу?
2. В чем лирическое «я» стихотворения видит свою вину перед возлюбленной?
3. Какой смысл в том, что в стихотворение поэт вводит образ «двойника» лирического «я», который судит его, открывает ему всю тяжесть вины?
4. Почему его любовь принесла женщине лишь страдания?
5. Индивидуальное задание. Исследуйте лексику, характеризующую три ключевых образа стихотворения: Он, Она, толпа.
Сделайте вывод о губительном влиянии любви на людей, если в нее вмешивается мораль толпы.
ТАБЛИЦА
Ключевые образы стихотворения
«О, как убийственно мы любим...» |
Лексика |
Он |
Она |
Толпа |
Субстантивно-адъективная |
Буйная слепость, страсти, сердце, победа, встреча роковая,
сон, северное лето, мимолетный гость |
Розы ланит, улыбка уст, блеск очей, слезы, горючая влага,
волшебны взоры, смех младенчески живой, судьбы ужасный приговор,
незаслуженный позор, отреченье, страданье, мученье, пепл, боль злая,
боль ожесточенья, боль без отрады и без слез |
Толпа, грязь |
Глагольно-наречная |
Убийственно любим, губим |
Уцелело, девались, опалили, выжгли, изменили, дико стало, ушло |
Нахлынув, втоптала |
|
Вывод.
Главное чувство лирического «я» этого стихотворения — чувство вины перед женщиной, которой его любовь принесла лишь роковые испытания. Любящая женщина
для поэта — безупречно чиста, но их страсть оказывается трагической и несет ей лишь страдания. Многомерным оказывается в этом стихотворении слово
«убийственно», в котором сочетаются и сила любви («убийственно» в значении «очень сильно»), и мотив насильственной смерти («убийственно» значит
«способно убить»). Форма слова фонетически ассоциируется с одной из библейских заповедей — «Не убий!», нарушение которой делает вину лирического
субъекта еще более тяжкой. То, что поэт употребляет в стихотворении форму местоимения «я» во множественном числе — «мы», подчеркивает обобщенный
характер изображаемого чувства и возводит любовные отношения в ранг всеобщей трагедии, всеобщего закона. Интересно, что в стихотворении появляется
как бы образ «двойника» лирического «я», его совесть, внушающая чувство вины. Можно заметить, что о себе герой говорит в формах второго лица
(«ты», «вашей встрече», «твоя любовь»), употребляет по отношению к самому себе императивные («спроси», «сведай») и вопросительные конструкции
(«что уцелело?», «куда девались?», «помнишь ли?», «что ж теперь?»).
Любовь, по мнению Тютчева, слепа, как все человеческие страсти, она порождение хаоса, темных грозных стихий. Поэтому влюбленному человеку
«не дано предугадать» последствий своего чувства, и самые нежные отношения в определенных обстоятельствах могут обернуться катастрофой и привести
к гибели, прежде всего гибели души.
Этому стихотворению созвучно и «Предопределение», которое может быть прочитано в классе и проанализировано в режиме индивидуального задания.
В стихотворении «Предопределение» поэт подвергает сомнению бытующее мнение о любви как гармоничном союзе душ. Он считает, что любовные отношения
сложны и лишены безоблачности. Он и Она постоянно находятся в состоянии «рокового поединка», но это не поединок врагов. Это своеобразное состязание
в жертвенности. Каждое из любящих сердец спешит без остатка отдать другому свою нежность. Однако то сердце, которое оказывается нежнее, гибнет раньше,
истратив свои внутренние силы. Отсюда диалектическая двойственность любви, дающей человеку и величайшую радость, и безмерное страдание. Давая жизнь
одному любящему сердцу, другое готово принять смерть. Поэтому любовь, по Тютчеву, это вселенская трагедия, величие которой в возможности ощутить
кульминацию счастья.
Диалектика страдания и блаженства пронизывает стихотворение «Последняя любовь» — вершину «денисьевского» цикла, которая восхищала многие поколения
поэтов и читателей. Композитор Г. Свиридов положил эти стихи на музыку, а поэт Н. Заболоцкий так назвал собственный лирический цикл. Элегический характер
тексту придает чувство невосполнимой утраты, горечь понимания, что последняя любовь коротка, недолговечна, и от этого она сильнее и ярче всех прежних эмоций.
Человеческая любовь осознается поэтом в природном, вселенском контексте. Она как «прощальный свет... зари вечерней». Но в отличие от неизбежности
наступления нового дня в природе любовь «на склоне лет», как и жизнь человека, обречена на умирание. В стихотворении как бы борются два начала — любовь
и смерть, и лирический субъект охвачен неодолимым желанием продлить волшебный миг очарования. Но конец жизни близок, уже только «на западе бродит сиянье».
Особую экспрессивность придают тексту повторяющиеся глаголы в форме императива, нарушения стихового ритма (может быть, похожие на перебои дыхания и
сердцебиения?) и многочисленные восклицательные конструкции. Однако поэт уверен: если сердце способно любить, если оно готово дарить нежность, то не
страшно, что «скудеет в жилах кровь». Вместе с тем он констатирует и неумолимый закон жизни: блаженство и очарование последней любви не может быть
вечным и всегда обречено на безнадежность.
Закончить разговор о любви Тютчева и Денисьевой можно в эмоциональном ключе, прочитав стихотворение Евгения Евтушенко «Он ошибся...».
Седину неухоженную нахлобучив,
ненасытную юность свою
под очками застенчиво пряча,
всех измучив собой,
как он мучился,
Тютчев,
доводя своих женщин,
как свечи,
до смертного плача.
Он покинул Россию,
казалось,
на двадцать два года.
Но глаза понапрасну
по родине не моросили,
и еще существует у русских такая порода:
Власть для них чужестранка,
а там, где они, — там Россия.
Он ошибся,
когда он считал, что служил этой власти,
и глядели насмешливо
пуговицы на вицмундире.
Он служил только собственной
испепеляющей страсти
к власти слова,
которой нет царственней в мире.
Беззащитнее Бога он был
и мудрее науки,
а внутри прорастало
всех ангелов пение хоровое,
и на страшной такой высоте
замерзали Денисьевой руки
в облаках седины
над его ледяной обжигающей головою.
Для сопоставительного текстуального анализа
можно выбрать стихи, посвященные женщине, которая поняла и оценила любовь Тютчева, но не связала с ним свою жизнь, — Амалии фон Лерхенфельд,
в замужестве баронессе Амалии Максимилиановне Крюденер.
Это раннее «Я помню время золотое...» (1836), посвященное 16-летней Амалии, и позднее «К. Б.» — «Крюденер. Баронессе» (1870).
Сопоставляя эти тексты, можно обратить внимание школьников на особенности их поэтики и подумать над следующими вопросами:
1. Каковы ключевые образы в этих стихотворениях, как они взаимосвязаны?
2. Какое время года и суток изображается в первом стихотворении? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Важно ли время года во втором стихотворении?
3. Как связаны облик возлюбленной и картины природы в первом стихотворении?
4. Какую роль играют в тексте второго стихотворения приемы анафоры и синтаксического параллелизма?
5. Подтвердите примерами романсово-элегический характер второго стихотворения.
6. Как отражается в нем образ времени? Что в жизни лирического «я» — воспоминание, а что является реальностью? Что необходимо для
гармонии прошлого и настоящего?
7. Какое из стихотворений исполнено большего философского подтекста? Аргументируйте свою точку зрения.
В финальной части урока
можно прослушать романс неизвестного автора на стихи Тютчева «Я встретил вас...» (романс исполняет И.С.Козловский), а дома письменно сопоставить лексику, синтаксис
и поэтические интонации стихотворения Тютчева «К. Б.» и стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье...», выявляя пушкинские параллели в лирике Тютчева.
Вывод.
Ключевой образ стихотворения «Я помню время золотое...» — это Она, ее поэтический облик, черты ее внешности, связанные с картинами внешнего мира.
В «К. Б.» — это Он, его чувства, не умолкавшие долгие годы. Здесь не важен его внешний облик, а важна его внутренняя, духовная жизнь. Лирический
субъект стихотворения далеко не молод. Но встреча со своей первой любовью порождает в его душе новый прилив сил, ощущение полноты жизни. В стихотворении
«Я помню время золотое...» изображены характерные для лирики Тютчева картины переходного состояния природы. Поэт вспоминает весенний вечер, когда
«день вечерел», а ветер «с диких яблонь цвет за цветом на плечи юные свивал». Весна в природе была сродни весне в душе, и «младая фея» была так
прекрасна, что даже «солнце медлило», прощаясь с ней, не спеша покинуть догорающий день. В образе возлюбленной все приметы юности. Сама молодость,
«ногой младенческой касаясь» обломков полуразрушенного замка, не ощущала на своих юных плечах лепестков облетающих яблонь. И не страшно было, что
«день догорал», потому что впереди было ощущение вечности. Отсюда и беспечная веселость, и сладость непонимания, что жизнь быстротечна.
Центральный образ стихотворения «К. Б.» — это Он, но за его плечами целая жизнь. Он ощущает свое сердце отжившим, и только мимолетная встреча
с Ней рождает в его душе былые чувства. Человек становится подобен природе, в которой поздней осенью случайно выдастся денек, когда «повеет вдруг
весною». Воспоминание о весне юности своим дуновением помогло вновь ощутить душевную полноту. Милые черты любимой заставили громче зазвучать в душе
те струны, которые не умолкали долгие годы. Теперь их звуки стали слышнее, и это признак неумирающей жизни, вселенской вечности бытия, озаренного
любовью. Использованные поэтом приемы анафоры и синтаксического параллелизма подчеркивают взволнованность поэтических интонаций и придают стихотворению
приподнятое, исполненное романтического пафоса настроение. В тексте улавливаются пушкинские интонации, потому что лирический субъект у Тютчева
пережил состояние, близкое пушкинскому «чудному мгновенью».
Итог урока.
Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение
счастья. В любовной лирике человеческие чувства осознаются поэтом в контексте жизни Вселенной, тайн природы и человеческого бытия. Образная система
лирики любви сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от него, производимые на поэта, глубину эмоций мира внутреннего.
Жизнь как философская категория, по мнению Тютчева, — это противоборство враждебных сил. Любовь как проявление жизни тоже не лишена противоречий
и парадоксов. Но именно любовь помогает преодолеть драматизм восприятия действительности, понять диалектику блаженства и безнадежности.
Следующие уроки: Урок 63. А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|