Рассказ «Лес и степь» И. С. Тургенева. Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет И.С.Тургенева
работы В. Г. Перова. 1872.
Русский музей
 
Жизнь и творчество
И. С. Тургенева

(сайт "Литература для школьников")
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

4 ЧАСА

Уроки литературы в 7 классе[1]

В представленном поурочном планировании намечена примерная последовательность работы по формированию у семиклассников представлений о сюжете в литературе, а также по развитию навыков создания устных и письменных высказываний на материале литературных произведений.

Урок 39. Рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи»

Урок 40. История Лукерьи

* Урок 41. Сны Лукерьи и их роль в рассказе[2]

Урок 42. Рассказ И. С. Тургенева «Лес и степь»


УРОК 42
Рассказ «Лес и степь» И. С. Тургенева

Задачи:
расширить представления учащихся о роли пейзажа в художественном произведении; развивать навык художественного рассказывания на материале литературного произведения или на основе личных наблюдений.
Основные виды деятельности: прослушивание музыкальных фрагментов; работа с иллюстрациями; художественное рассказывание; беседа по вопросам; выразительное чтение фрагментов рассказа.
Термины: пейзаж, повествователь.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя об И. С. Тургеневе
как мастере пейзажа и о картинах русской природы,
нарисованных в «Записках охотника».


Свой рассказ учитель проиллюстрирует примерами.

Можно прочитать начало рассказа «Ермолай и мельничиха» («Вечером мы с охотником Ермолаем отправились на „тягу“...») и описание Бежина луга ночью («Я быстро отдёрнул занесённую ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собою огромную равнину...»).

Последнее описание дополнят материалы о Бежине луге, размещённые на сайтах, которые посвящены тургеневским местам (фотографии, информация о традиционном литературно-песенном празднике «Тургеневское лето» и др.).

II. Выразительное чтение
фрагментов рассказа «Лес и степь»

и художественное рассказывание по иллюстрациям, подобранным учащимися к тургеневским описаниям природы.

Семиклассники могут использовать репродукции картин известных русских художников:
«Корабельная роща», «Дубовая роща», «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина,
«Берёзовая роща», «Золотая осень» И. И. Левитана,
«Пейзаж. Степь» А. И. Куинджи,
«Заросший пруд» В. Д. Поленова (см. ниже) и др.

III. Анализ особенностей сюжета и композиции
рассказа «Лес и степь» по следующим вопросам:


1. Как построен рассказ «Лес и степь»?

2. Какую роль в нём играет образ рассказчика?

3. Вспомните все описания природы, которые представлены в рассказе. Озаглавьте эти описания, используя цитаты из текста.

4. Чем отличается рассказ «Лес и степь» от других знакомых вам рассказов? Какова художественная функция пейзажа в этом произведении?

5. В чём символика финала рассказа (и всего цикла «Записки охотника»)? Почему именно о весне идёт речь в последнем обращении рассказчика к читателям?

Учащиеся отмечают, что в рассказе «Лес и степь» пейзаж становится, по сути дела, главным действующим лицом. Изменения в природе являются основой развития сюжета этого произведения, которое напоминает нам лирическое произведение, а также большое по объёму стихотворение в прозе.

IV. Подведение итогов урока о роли пейзажа в рассказе
И. С. Тургенева «Лес и степь»

и об особенностях описаний природы, которые свидетельствуют не только о наблюдательности их автора, но и о наличии особого эмоционального переживания самого факта общения с природой.

На данном этапе урока можно обсудить возможные варианты выполнения домашней письменной работы в форме стилизации (или подражания).

V. Домашнее задание:

написать отзыв о рассказе И. С. Тургенева «Лес и степь»
или подготовить описание природы на основе личных впечатлений в форме стилизации (или подражания).

Следующие уроки: Урок 43. Стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан», «Ещё земли печален вид...» и «Неохотно и несмело...» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]; под ред. В. Ф. Чертова. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2014. — 160 с.
Методическое пособие является частью учебно-методического комплекта по литературе, реализующего программу литературного образования, подготовленную авторским коллективом под руководством В. Ф. Чертова в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
В данном пособии представлены развёрнутые планы уроков литературы в 7 классе, в том числе для классов с углублённым изучением литературы, содержатся рекомендации по работе с учебником и организации самостоятельной читательской деятельности учащихся.
В нём намечена примерная последовательность работы по формированию у семиклассников представлений о сюжете в литературе, а также по развитию навыков создания устных и письменных высказываний на материале литературных произведений. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Поленов В. Д. Заросший пруд. 1879 г.
124.7 х 80. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Лаврушинский переулок, д.10, Зал 35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика