Сюжет повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
Литература для школьников
 
 Главная
 
А. С. Пушкин.
Рисунок и гравюра Т. Райта
(1836 –1837 гг.)
 
Иллюстрация А. Д. Рейпольского к "Повестям Белкина" ("От издателя").
 
 
Пушкин А. С.
Станционный смотритель

(сайт "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 7 классе[1]

В представленном поурочном планировании намечена примерная последовательность работы по формированию у семиклассников представлений о сюжете в литературе, а также по развитию навыков создания устных и письменных высказываний на материале литературных произведений.

Урок 18. Стихотворения А. С. Пушкина «Узник» и «Туча»

Урок 19. Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар»

Урок 20. Сюжет повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Урок 21. Нравственная проблематика повести «Станционный смотритель»

* Урок 22. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Метель»[2]


УРОК 20
Сюжет повести А. С. Пушкина
«Станционный смотритель»

Задачи:
закрепить умения выделять основные эпизоды произведения и давать краткую характеристику его сюжета; сопоставить традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; работа с текстом повести; анализ эпизода; сопоставление библейской притчи о блудном сыне и сюжета пушкинской повести.
Термины: повесть, повествователь, сюжет, традиционный сюжет, эпизод, эпиграф, притча.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
об истории создания цикла А. С. Пушкина
«Повести Белкина»

(с использованием материалов, помещённых в комментариях) и об особом художественном мире этих повестей, ставших своеобразным откликом поэта на современную ему романтическую и нравоучительную прозу.

В небольших по объёму повестях нашёл воплощение пушкинский творческий принцип: «...писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно» (из воспоминаний П. И. Миллера, опубликованных в журнале «Русский архив»).

Более известно другое высказывание Пушкина: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы» (статья «О русской прозе», 1822).

II. Чтение и анализ эпиграфа
и начала повести «Станционный смотритель»

(до слов «В 1816 году, в мае месяце...»).

Для анализа эпиграфа и начала повествования, предваряющего рассказ об истории Самсона Вырина, можно использовать вопросы 1—2 учебника.

Материалы, помещённые в комментариях к повести, в том числе об источнике эпиграфа, следует дополнить информацией об Иване Петровиче Белкине, вымышленном повествователе, который был выдан за автора повестей.

Семиклассники уже знакомы с приёмом мистификации по другим повестям цикла «Повести Белкина» (см. Урок 30. Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка». 6 класс) и по более позднему циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя.

Здесь же уместно привести эпиграф и ко всему циклу «Повестей Белкина», известные учащимся строки из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»:
Г - ж а П р о с т а к о в а. То, мой батюшка, он ещё сызмала к историям охотник.
С к о т и н и н. Митрофан по мне.

III. Чтение и анализ фрагментов повести
(знакомство со смотрителем и его дочерью, второй приезд к старому смотрителю, начало рассказа смотрителя и др.) можно совместить с выполнением задания 4 учебника, составлением плана повести, обозначением её основных эпизодов (эту работу учащиеся могут завершить дома).

Анализ истории старого смотрителя
направят вопросы 3, 5, 6, 7 учебника,
а также дополнительные вопросы и задания:

1. Вспомните эпиграф к повести «Станционный смотритель».
Какое отношение к старому смотрителю формирует у читателя этот эпиграф? Присутствует ли в описаниях Самсона Вырина ирония?

2. Что изменилось в доме Самсона Вырина в сцене описания второго приезда повествователя? Что осталось неизменным?

3. Как сложилась жизнь Дуни в Петербурге?
Что было известно о судьбе дочери Самсону Вырину? Что нам известно о её жизни? Можно ли сказать о том, что судьба была к ней благосклонна? Подтвердились ли самые страшные предположения отца («подержал, да и бросил»)?

IV. Заключительное слово учителя
о грустном финале повести и постановка вопроса 8, помещённого в учебнике:
«Повествователь сразу обратил внимание на картинки в доме станционного смотрителя. А вы заметили, что изображено на этих картинках? С какой целью автор повести напоминает нам о традиционном сюжете — библейской притче о блудном сыне?»

Первые суждения и предположения будут высказаны учащимися на уроке.

Учитель рекомендует обратиться к библейской притче и ещё раз внимательно перечитать финальную сцену повести «Станционный смотритель».

V. Домашнее задание:

1) сопоставить финал повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и притчу о блудном сыне (Евангелие от Луки. 15, 11—32);

2) ответить на вопросы 8—10 учебника.

Следующие уроки: Урок 21. Нравственная проблематика повести «Станционный смотритель» >>>

Источник: Уроки литературы. 7 класс: пособие для учителей. Под редакцией В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2014


1. Источник: Уроки литературы. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]; под ред. В. Ф. Чертова. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2014. — 160 с.
Методическое пособие является частью учебно-методического комплекта по литературе, реализующего программу литературного образования, подготовленную авторским коллективом под руководством В. Ф. Чертова в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
В данном пособии представлены развёрнутые планы уроков литературы в 7 классе, в том числе для классов с углублённым изучением литературы, содержатся рекомендации по работе с учебником и организации самостоятельной читательской деятельности учащихся.
В нём намечена примерная последовательность работы по формированию у семиклассников представлений о сюжете в литературе, а также по развитию навыков создания устных и письменных высказываний на материале литературных произведений. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Приезд Минского. Худ. М. Добужинский. 1905 г.
Иллюстрации М.В.Добужинского
к повести "Станционный смотритель"

(сайт "Литература для школьников")
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика