Рассказ А. И. Куприна «Куст сирени». Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
А.И.Куприн. Фото, 1907-1908-е гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
(1870 – 1938)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 7 классе[1]

В представленном поурочном планировании намечена примерная последовательность работы по формированию у семиклассников представлений о сюжете в литературе, а также по развитию навыков создания устных и письменных высказываний на материале литературных произведений.

Урок 64. Рассказ А. И. Куприна «Куст сирени»

Урок 65. Урок внеклассного чтения по рассказам И. А. Бунина и А. И. Куприна


УРОК 64
Рассказ А. И. Куприна «Куст сирени»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества А. И. Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; закрепить навык обнаружения форм проявления комического в литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; работа с текстом рассказа; беседа по вопросам учебника.
Термины: сюжет, анекдот, конфликт, комическая ситуация, ирония.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о жизни и творчестве А. И. Куприна
,
реальной основе его произведений, а также о необычной ситуации, которая описана в рассказе «Куст сирени».

II. Устные сообщения учащихся
об увлечениях А. И. Куприна спортом, цирком, воздухоплаванием (отчёт о выполнении индивидуального задания) с демонстрацией иллюстративного материала и чтением фрагментов из воспоминаний о писателе.

III. Чтение и анализ рассказа «Куст сирени»
с использованием вопросов и заданий 1—8 учебника.

IV. Обогащение представлений учащихся об иронии
как художественном приёме в литературных произведениях

может быть проведено по такому плану:

1. Определение понятия «ирония» в «Кратком словаре литературоведческих терминов» в учебнике:
Ирония (греч. eironeia — притворство) — иносказание, выражающее насмешку или лукавство.

2. Определения понятия «ирония» в «Словаре иностранных слов и выражений» (автор-составитель Е. С. Зенович):

И р о н и я — отрицание или осмеяние, притворно облекаемое в форму согласия или ободрения.

И р о н и я — стилистическая фигура: выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово или высказывание приобретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению.

И р о н и я — вид комического, когда смешное скрывается под маской серьёзного.

3. Самостоятельная работа учащихся
с текстом рассказа «Куст сирени»,

выявление форм комического и приёма иронии в литературном произведении.

Записи в тетради примеров из текста,
словосочетаний и высказываний, которые
а) сразу воспринимаются как ирония,
б) воспринимаются как ирония в контексте последующих событий.

Например:

— «...произошло очень большое несчастье»;

— «торжественно проваливался»;

— «Она бывала... памятной книжкой»;

— «безобразнейший педант... да ещё немец вдобавок»;

— «Знания — просто чудовищные».

4. Подведение итогов самостоятельной работы
(устные ответы учащихся на вопрос о формах проявления комического и использовании приёма иронии в рассказе).

V. Устные рассказы учащихся
о каком-нибудь неожиданно возникшем конфликте и его остроумном разрешении с использованием личных наблюдений, сюжетов литературных произведений, кинофильмов, а также материалов, помещённых в средствах массовой информации (индивидуальное задание 4 учебника).

Данный этап урока может быть проведён как письменная работа, сочинение-миниатюра на основе личных впечатлений или сюжета литературного произведения.

VI. Заключительное слово учителя
об особенностях сюжета, воссоздании в нём анекдотической ситуации и использовании приёма иронии в рассказе А. И. Куприна «Куст сирени».

Обращение к индивидуальному заданию 1 учебника поможет сделать вывод о том, что уже в названии рассказа звучит ирония. Достаточно вспомнить, что во время посещения садовника героям рассказа на кустах сирени лишь «волей-неволей пришлось остановиться».

VII. Домашнее задание:

прочитать рассказы И. А. Бунина «Танька» и А. И. Куприна «Храбрые беглецы».

УРОК 65
Урок внеклассного чтения
по рассказам И. А. Бунина
и А. И. Куприна

Задачи:
расширить круг чтения семиклассников, формировать их читательские интересы; развивать навык сопоставления сюжетов литературных произведений.
Основные виды деятельности: устные ответы на вопросы; отзывы о сочинении одноклассника; чтение фрагментов святочных рассказов.
Термин: заглавный образ.

Этапы урока

I. Вступительная беседа о задачах урока

внеклассного чтения, посвящённого рассказам И. А. Бунина и А. И. Куприна, писателей-современников, чьи произведения уже знакомы учащимся.

II. Чтение учителем
фрагментов незнакомых семиклассникам рассказов И. А. Бунина («Сны Чанга», «Лапти»)
и А. И. Куприна ((«Ю-ю», «Ольга Сур» и др.).

После чтения нескольких фрагментов учащимся предлагается определить, какие из них принадлежат И. А. Бунину, а какие — А. И. Куприну. В ходе обсуждения выявляются те аргументы, которые могли стать основанием для определения автора: тематика, образы, сюжеты, особенности языка, авторская позиция.

Подвести итоги этого задания можно в финале урока, после анализа рассказов двух писателей-современников, тематика и стилистика произведений которых заметно отличаются друг от друга.

III. Беседа
об особенностях сюжета, тематики, языка
и авторской позиции в рассказах И. А. Бунина «Лапти»
и А. И. Куприна «Храбрые беглецы».

Примерные вопросы:

1. В чём своеобразие сюжета рассказа? Какое основное событие изображено в нём?

2. Как вы определите тему этого рассказа? Как эта тема связана с тематикой других знакомых вам произведений этого писателя?

3. Чем авторские описания, характеристики персонажей, диалоги, особенности языка и интонаций напоминают вам о других произведениях этого писателя?

IV. Заключительная беседа
об особенностях сюжета, тематики, языка и авторской позиции в рассказах И. А. Бунина и А. И. Куприна
(возвращение к тому заданию, которое учащиеся выполняли в начале урока, пытаясь определить, кому принадлежит тот или иной фрагмент).

Урок можно завершить рекомендацией для самостоятельного чтения произведений И. А. Бунина и А. И. Куприна.

V. Домашнее задание:

прочитать статью учебника о биографии и творчестве В. В. Маяковского.

Следующие уроки: Урок 66. Стихотворение В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» >>>

Источник: Уроки литературы. 7 класс: пособие для учителей. Под редакцией В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2014


1. Источник: Уроки литературы. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]; под ред. В. Ф. Чертова. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2014. — 160 с.
Методическое пособие является частью учебно-методического комплекта по литературе, реализующего программу литературного образования, подготовленную авторским коллективом под руководством В. Ф. Чертова в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
В данном пособии представлены развёрнутые планы уроков литературы в 7 классе, в том числе для классов с углублённым изучением литературы, содержатся рекомендации по работе с учебником и организации самостоятельной читательской деятельности учащихся.
В нём намечена примерная последовательность работы по формированию у семиклассников представлений о сюжете в литературе, а также по развитию навыков создания устных и письменных высказываний на материале литературных произведений. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика