Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский». Уроки литературы в 6 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
А. С. Пушкин.
Рисунок и гравюра Т. Райта
(1836 –1837 гг.)
 
 
 
Пушкин А. С.
Дубровский

(сайт "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

9 ЧАСОВ

Уроки литературы в 6 классе[1]

В представленном поурочном планировании намечена примерная последовательность работы по формированию у шестиклассников представлений об образе человека в литературе, об авторе и герое литературного произведения.

Урок 22. Стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Урок 23. Стихотворение А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит…»

Урок 24. Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский»

Урок 25. Владимир Дубровский в родительском доме

Урок 26. Владимир Дубровский в доме Троекурова

* Урок 27. Краткое изложение эпизода

Урок 28. Финал романа «Дубровский»

Урок 29. История Владимира Дубровского

Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»


УРОК 24
Образы помещиков Дубровского
и Троекурова в романе «Дубровский»

Задачи:
подготовить учащихся к восприятию художественного мира романа А. С. Пушкина; провести обмен первыми впечатлениями о сюжете и героях произведения.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов романа; беседа по вопросам учебника; работа с текстом и комментариями к роману.
Термины: роман, повествователь, эпизод, завязка, эпиграф.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя
об истории создания романа А. С. Пушкина «Дубровский»

(с использованием материалов, помещённых в комментариях) и о своеобразном художественном мире произведения, посвящённого жизни русских дворян начала XIX века.

Здесь важно заинтересовать ребят необычным сюжетом романа и судьбой его главного героя, молодого человека, решавшего сложные жизненные вопросы.

II. Беседа по вопросам,
выявляющим особенности первоначального восприятия романа, первые впечатления.

Можно использовать вопросы 1—3 учебника
и дополнительные вопросы и задания:

1. Знакомы ли вы с сюжетом романа «Дубровский»? Из каких источников почерпнули информацию? Видели ли вы фильм, экранизацию романа?
2. Вспомните, что такое завязка в литературном произведении. Найдите и прочитайте эпизод из романа, который стал завязкой конфликта между двумя помещиками — Дубровским и Троекуровым.

III. Чтение и анализ
фрагментов романа

(эпизод на псарне, письмо Дубровского, покровские мужики в берёзовой роще Дубровского, беседа Троекурова с Шабашкиным и др.) необходимо связать с основной темой урока.

Важно не только подготовить устные характеристики двух помещиков, но и показать, как конфликт между ними, который можно было уладить мирным путём, привёл к драматическим событиям, смерти одного из участников конфликта и крестьянскому бунту.

Анализ конфликта между двумя помещиками
следует предварить необходимым историческим комментарием,
предложив учащимся такие вопросы и задание:

1. Определите примерное время действия в романе, учитывая время создания произведения и указание повествователя на то, что описываемые в романе события происходили «несколько лет тому назад».
2. Что вам известно об этом времени из уроков истории и уроков литературы?
3. Что такое крепостное право? Как складывались отношения между дворянами-помещиками и их крепостными крестьянами?
4. Мог ли крепостной крестьянин безнаказанно пошутить над своим помещиком? Мог ли он позволить себе такое же отношение к соседнему помещику?
5. Как должен был реагировать помещик на шутку в его адрес со стороны крепостного крестьянина? Понятна ли реакция старого Дубровского на поведение одного из псарей Троекурова?

Учащиеся могут вспомнить о том, как строились отношения между барином и крепостным крестьянином, на примере повести И. С. Тургенева «Муму».

Важно показать, что у конфликта Дубровского и Троекурова были реальные основания, обусловленные историческим временем. Другое дело, что этот конфликт не обязательно должен был привести к столь печальным последствиям.

Далее необходимо прочитать и проанализировать эпизод, обозначивший завязку конфликта, и остановиться на описании последующих событий.

Примерные вопросы и задание:

1. Внимательно перечитайте эпизод на псарне. Почему один Дубровский не восхищался псарней Троекурова? Какое слово объясняет его «суровую» оценку?
2. Что в словах псаря оказалось особенно обидным для Дубровского? Аргументируйте свой ответ примерами из текста (в частности, из письма Дубровского).
3. Как вели себя после эпизода на псарне Дубровский и Троекуров? Пытался ли кто-то из них уладить дело мирным путём?

IV. Комментированное чтение главы IV
(возможно чтение романа учителем или учащимися).

Следует объяснить роль эпиграфа к этой главе, предупреждающего читателя о скорой кончине старого Дубровского. Особо нужно остановиться на описании внутреннего состояния Троекурова, в котором совесть «роптала» (учащиеся подбирают синонимы к этому слову: «заговорила», «возмущалась»).

V. Заключительное слово учителя
о завязке конфликта

между двумя помещиками и предположения учащихся о возможной развязке этой ссоры.

VI. Домашнее задание:

1) прочитать главы IV—VII романа А. С. Пушкина «Дубровский»;

2) ответить на вопросы 7—10 учебника.

Индивидуальные задания:
подготовить краткий пересказ одного из эпизодов романа (с участием Троекурова или старого Дубровского)
и ответить на вопрос о роли этого эпизода в раскрытии образа героя.

Следующие уроки: Урок 25. Владимир Дубровский в родительском доме >>>

Источник: Уроки литературы. 6 класс: пособие для учителей. Под редакцией В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2013.


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]; под ред. В. Ф. Чертова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2013. — 160 с.
Методическое пособие является частью учебно-методического комплекта по литературе, реализующего программу литературного образования, подготовленную авторским коллективом под руководством В. Ф. Чертова в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
В беседке у ручья. 1919 г.
Иллюстрации Б.М.Кустодиева
к роману "Дубровский"

(сайт "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика