Заглавный образ в литературном произведении. Уроки литературы в 5 классе
Литература
 
 Главная
 
ПРАКТИКУМЫ
в 5 классе:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРАКТИКУМ
 
ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ
В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

2 ЧАСА

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 43. Заглавный образ в литературном произведении

* Урок 44. Письменная характеристика заглавного образа с использованием цитат[2]


УРОК 43
Практикум. Заглавный образ
в литературном произведении

Задачи:
дать начальное представление о заголовочном комплексе и заглавном образе литературного произведения; формировать навык анализа художественного образа (на примере заглавного образа).
Основные виды деятельности: работа с учебником; выполнение практических заданий учебника; самостоятельная работа с таблицей.
Термины: заголовочный комплекс, заглавный образ.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о заголовочном комплексе произведения, заглавном образе[3] и о том, почему так важно обратить внимание на все компоненты заголовочного комплекса.

II. Чтение фрагмента главы
«Что такое заглавный образ»

и выполнение задания, помещённого после этого раздела.

III. Чтение фрагмента главы
«Какие образы могут быть
вынесены в заглавие»

и выполнение задания, помещённого после этого раздела (заполнение таблицы).

На данном этапе урока закрепляются знания учащихся о видах художественных образов, полученные на уроках в первом полугодии (материал вступительной главы «Литература как искусство слова»).

IV. Выполнение заданий учебника,
помещённых в конце раздела «Заглавный образ литературного произведения», поможет расширить представления учащихся о заглавии литературного произведения как сильной позиции текста, одном из основных средств выражения авторской позиции, отношения автора к изображаемому.

Здесь же прозвучат необычные названия произведений, содержащие вопросы и восклицания (проверка домашнего задания).

Учитель может привести другие примеры литературных произведений, в заглавии которых звучат утверждение, побуждение к действию, просьба (стихотворение К. М. Симонова «Жди меня») или прямая оценка изображаемого, данная, например, в форме наречия (поэма В. В. Маяковского «Хорошо»).

V. Чтение фрагмента главы
«Как охарактеризовать заглавный образ»


и выполнение задания, помещённого в конце этого раздела (устные рассказы об одном из заглавных образов ранее изученных литературных произведений).

Данное задание может быть использовано и в последующем, при анализе рассказов Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», А. П. Чехова «Мальчики», А. П. Платонова «Неизвестный цветок» и др.

VI. Домашнее задание:

1) перечитать раздел «Заглавный образ литературного произведения»;

2) выполнить задание 3, помещённое после этого раздела.

УРОК 44
Письменная характеристика
заглавного образа
с использованием цитат

Задачи:
закрепить начальное представление о заглавном образе литературного произведения; формировать навык письменного рассказа о художественном образе (на примере заглавного образа); развивать навыки цитирования художественного текста.
Основные виды деятельности: самостоятельная письменная работа.
Термины: заглавный образ, цитата.

Этапы урока

I. Подготовка к написанию
самостоятельной работы,
характеристики заглавного образа.


Учащиеся дома выбирают литературное произведение для данной работы (повесть И. С. Тургенева «Муму»).

В хорошо подготовленном классе (или для отдельных учащихся) можно рекомендовать другое произведение (например, небольшой рассказ или стихотворение).

II. Выполнение письменной работы.

III. Домашнее задание:


прочитать первую главу рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Следующие уроки: Урок 45. Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. На данном уроке-практикуме, как и на других уроках этого типа, можно работать с учебником, последовательно переходя от раздела к разделу и выполняя задания, помещённые после каждого раздела. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика