«Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина. Уроки литературы в 5 классе
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
Елисеев А. М.
Панно «Сказка о попе
и работнике его Балде». 1990
 
Иллюстрация В. А. Милашевского
к «Сказке о попе
и работнике его Балде». 1962.
 
 
 
 
 
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)
 
6 ЧАСОВ

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 22. Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».

Урок 23. Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина

Урок 24. Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина

Урок 25. Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина

* Урок 26. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина[2]

* Урок 27. Итоговый урок. Выразительное чтение произведений А. С. Пушкина

* УРОК 26
«Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина

Задачи:
закрепить знания о литературной сказке и её отличии от фольклорной сказки; повторить сведения об особенностях бытовой народной сказки; формировать навыки связного письменного рассказа о литературном персонаже.
Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов; беседа по вопросам; письменный рассказ о сказочном персонаже.
Термины: фольклорная сказка, волшебная сказка, бытовая сказка, литературная сказка.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о «Сказке о попе и о работнике его Балде».

II. Проверка техники и выразительности чтения,

чтение «Сказки о попе и о работнике его Балде» учащимися.

III. Беседа по вопросам,
направленная на углубление понимания прочитанного,
рассмотрения особенностей этой стихотворной сказки,
её связи с традициями фольклорной (бытовой) сказки:

1. Какие события, происходящие в этой сказке А. С. Пушкина, больше напоминают реальные или фантастические (волшебные)? Где происходит действие в сказке?

2. Чем Балда похож на сказочного Иванушку-дурачка? Чем отличается от него? Как удается Балде победить нечистую силу? Прибегает ли он к чьей-то помощи?

3. Есть ли в сказке волшебные предметы, выступающие в качестве помощников главного героя?

4. О каких народных сказках, волшебных или бытовых, напоминает концовка «Сказки о попе и о работнике его Балде»? Меняется ли что-нибудь в жизни Балды?

5. Чем отличается язык «Сказки о попе и о работнике его Балде» от языка «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Приведите примеры использования просторечных слов и выражений.

6. Сделайте вывод о том, какую народную сказку, волшебную или бытовую, напоминает эта сказка А. С. Пушкина.

IV. Письменный рассказ о Балде
(по примерному плану рассказа о сказочном персонаже, составленному на предыдущих уроках, или по своему плану).

V. Домашнее задание:

подготовить выразительное чтение наизусть вступления к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зелёный…»)
или фрагмента одной из сказок А. С. Пушкина (по выбору учащихся).

* УРОК 27
Итоговый урок.
Выразительное чтение произведений А. С. Пушкина

Задачи:
подвести итоги работы за первую четверть; проверить навык выразительного чтения; проанализировать письменные творческие работы учащихся.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений и фрагментов; беседа по вопросам учебника.
Термины: художественный образ.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о содержании уроков литературы в первой четверти, основных темах
(художественный образ в фольклоре и литературе, народная и литературная сказка, басня, образы русской классической литературы XIX века).

II. Выразительное чтение наизусть
вступления к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зелёный…»)
или фрагментов «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

III. Анализ письменных творческих работ учащихся,
выполненных ими в первой четверти.

IV. Подведение итогов работы в первой четверти.

Следующие уроки: Урок 28. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
В.А. Милашевский. Балда и старый бес.
Иллюстрация к «Сказке о попе и работнике его Балде». 1962.

Бумага, акварель, тушь, перо
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика