Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Уроки литературы в 5 классе
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
Иллюстрация В. Назарука
к "Сказке о мертвой царевне
и семи богатырях" А. С. Пушкина
 
 
 
 
 
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)
 
6 ЧАСОВ

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 22. Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».

Урок 23. Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина

Урок 24. Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина

Урок 25. Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина

* Урок 26. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина[2]

* Урок 27. Итоговый урок. Выразительное чтение произведений А. С. Пушкина

УРОК 24
Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне
и о семи богатырях» А. С. Пушкина

Задачи:
закрепить знания учащихся о литературной сказке и её отличии от фольклорной сказки; формировать навыки работы с художественным текстом.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов сказки; беседа по вопросам учебника; работа с текстом; письменная работа поискового характера.
Термины: литературная сказка, фольклорная сказка, эпитет, постоянный эпитет.

Этапы урока

I. Постановка целей работы с текстом
«Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.


Сказка А. С. Пушкина хорошо знакома большинству пятиклассников либо по урокам литературного чтения в начальной школе, либо по мультфильму. Уроки по сказке, следовательно, должны быть направлены не столько на усвоение содержания, сколько на постижение художественных особенностей стихотворной сказки.

II. Вступительная беседа о сказках А. С. Пушкина
с использованием вопросов 1—3 учебника и дополнительных вопросов:

1. Какие фильмы по сказкам Пушкина вы видели? Какой из них вам особенно запомнился?

2. Перечислите главных героев пушкинских сказок. У кого из них нет имён собственных?

3. Какие художественные приёмы в сказках Пушкина напоминают вам о народных (волшебных) сказках? Чем пушкинские сказки отличаются от фольклорных сказок?

III. Письменная работа
«Эпитеты в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина».


Начать работу учащиеся могут вместе с учителем, а затем они продолжат подбор эпитетов из сказки самостоятельно.

Эпитеты:
«сон пустой», «горда, ломлива, своенравна и ревнива», «добродушна, весела», «нраву кроткого», «мерзкое стекло», «с бабой гневной»…

Постоянные эпитеты:
«белой зари», «милого друга», «гость желанный», «белолица, черноброва», «чёрной зависти», «в глушь лесную»…

Проверку письменной работы можно провести выборочно или фронтально. В ряде случаев необходимы уточнения, так как некоторые постоянные эпитеты (например, часто используемые в народных песнях) могут быть незнакомы пятиклассникам.

IV. Анализ образа царевны
в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».


Работу с текстом сказки направят вопросы 4, 7, 8 учебника.
Пятиклассники перечитывают отдельные эпизоды, приводят примеры из текста.

Можно записать в тетради
примерный план рассказа о сказочном персонаже
и следовать этому плану:

1. Представление сказочного персонажа (важно подчеркнуть, что это дочь царя от первого брака, а для новой царицы — падчерица, т. е. традиционный сказочный образ).

2. Описание внешности (учащиеся находят в тетради уже подобранные эпитеты).

3. Черты характера (подбираются примеры из текста: эпизод с Чернавкой, царевна в доме братьев, сцена сватовства, эпизод со старушкой и др.).

4. Отношение к окружающим (например, к Чернавке, братьям, Елисею).

5. Отношение к герою окружающих (царя, Чернавки, братьев, Елисея, злой царицы), в том числе и животных (Соколко).

6. Кому герой противопоставлен в сказке? Какие силы (добра или зла) представляет? Есть ли у него сказочные помощники?

7. Каких других сказочных персонажей он напоминает?

На основе этого примерного плана учащиеся могут подготовить рассказы о царице (или королевиче Елисее).

V. Заключительное слово учителя
об образе царевны в сказке А. С. Пушкина и средствах его создания, а также об особенностях литературной сказки.

VI. Домашнее задание:

1) подготовить устный рассказ о королевиче Елисее;

2) выучить наизусть один из фрагментов сказки (например, «Королевич Елисей в поисках своей невесты»).

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 5, 7 (по выбору учащихся).

Следующие уроки: Урок 25. Образ королевича Елисея в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Маврина Т. А. Царевна и нищая черница. 1949
Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А. С. Пушкина
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика