Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина. Уроки литературы в 5 классе
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
Иллюстрация Н. Ульянова
к стихотворению А. С. Пушкина
"Зимний вечер"
 
 
 
 
 
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)
 
6 ЧАСОВ

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 22. Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».

Урок 23. Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина

Урок 24. Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина

Урок 25. Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина

* Урок 26. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина[2]

* Урок 27. Итоговый урок. Выразительное чтение произведений А. С. Пушкина

УРОК 23
Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина

Задачи:
сформировать начальные представления об особенностях изображения человека в лирическом произведении и о лирическом герое.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; устное словесное рисование; представление иллюстраций к стихотворениям; беседа по вопросам учебника.
Термины: олицетворение, эпитет, сравнение, гипербола.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя.


Основная цель анализа стихотворений А. С. Пушкина на этом уроке — сопоставление образа природы и образа человека, рассмотрение пейзажа как средства изображения человека.

II. Выразительное чтение наизусть
стихотворений «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».


III. Представление иллюстраций, фотографий, рисунков
к прочитанным стихотворениям.


Основная задача представления — объяснить, почему именно такие картины природы были выбраны и как эти картины связаны со стихотворениями Пушкина.

IV. Устное словесное рисование картины «Вид из окна»
(на примере одного из стихотворений) или
«Светлица няни» (на примере стихотворения «Няне»).

Можно рекомендовать учащимся использовать примеры из текстов (в том числе из других стихотворений) и самим дорисовать (используя фантазию) возможные картины, открывающиеся взору героя стихотворения или няни. При этом важно опираться на художественный текст и имеющиеся в нём «сигналы» для внимательного, вдумчивого читателя.

V. Сообщение группы учащихся,
составлявших сборник «Русская зима в изображении А. С. Пушкина»,


с чтением отрывков из стихотворений поэта, романа в стихах «Евгений Онегин», повести «Метель», романа «Капитанская дочка».

VI. Беседа обобщающего характера
об изображении человека и природы в лирических стихотворениях:


1. Чьё настроение передается в первую очередь в прочитанных нами стихотворениях? Что можно сказать об этом человеке?

Понятие «лирический герой» пока не вводится, однако речь идёт о герое лирического стихотворения, который в данных конкретных случаях («Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро») близок поэту (это образ самого поэта).

2. Как картины природы помогают раскрыть образ героя стихотворения, понять его чувства, настроения? Сравните стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».

Понятие «параллелизм» также не вводится, но пятиклассники сами обращают внимание на то, что состояние природы и состояние человека в стихотворениях изображаются как бы параллельно, одновременно, явно сравниваются.

3. Какие другие образы людей нарисованы в стихотворениях? Какую роль в создании этих образов играют картины природы?

Если в стихотворении «Зимний вечер» образ няни является одним из центральных, то в стихотворении «Няне» он даже вынесен в заглавие. Образ «путника запоздалого» в «Зимнем вечере» лишь намечен. Приёмы создания образа красавицы в «Зимнем утре» можно сравнить с аналогичными приёмами создания образа няни в «Зимнем вечере» — эпитетами и многочисленными обращениями. И в том и в другом стихотворении, кроме того, средством создания образа человека, раскрытия его внутреннего мира, эмоционального состояния, настроения является зимний пейзаж (буря за окном в «Зимнем вечере»; солнечное утро в «Зимнем утре»).

VII. Домашнее задание:

1) прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»;

2) ответить на вопросы 1 и 2 учебника.

Следующие уроки: Урок 24. Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
В. И. Суриков. Иллюстрация к повести А. С. Пушкина "Метель". 1898 г.
Бумага, карандаш итал., растушка. Всероссийский музей А. С. Пушкина
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика