Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро». Уроки литературы в 5 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
А. С. Пушкин.
Рисунок и гравюра Т. Райта
(1836 –1837 гг.)
 
Арина Родионовна Яковлева.
Неизвестный художник.
1-я четв. XIX века.
Всесоюзный музей А. С. Пушкина.
 
Арина Родионовна, няня Пушкина
(из книги А. Гордина
"Пушкинский заповедник")
 
 
 
Иллюстрация Н. Ульянова
к стихотворению А. С. Пушкина
"Зимний вечер"
 
Портреты
А. С. Пушкина

(сайт "К уроку литературы")
 
Пушкинская эпоха
(сайт "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)
 
6 ЧАСОВ

Уроки литературы в 5 классе[1]

Основное внимание на уроках литературы в 5 классе уделяется специфическим признакам художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания, а также формированию начальных представлений о системе образов литературного произведения.

Урок 22. Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».

Урок 23. Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина

Урок 24. Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина

Урок 25. Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина

* Урок 26. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина[2]

* Урок 27. Итоговый урок. Выразительное чтение произведений А. С. Пушкина

УРОК 22
Стихотворения А. С. Пушкина
«Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро»

Задачи:
познакомить учащихся с родными местами А. С. Пушкина, историей создания стихотворений «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро»; расширить представления о средствах создания художественного образа в лирических произведениях.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов вступительной статьи; заочная экскурсия в Михайловское; выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника.
Термины: олицетворение, эпитет, сравнение, гипербола.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
об А. С. Пушкине и своеобразии его лирики.


Пятиклассникам уже знакомы с отдельными пушкинскими образами, читали сказки поэта, учили наизусть стихотворения и фрагменты из романа в стихах «Евгений Онегин», однако многое им еще предстоит открыть в художественном мире Пушкина.

II. Знакомство со вступительной статьёй,
посвящённой детству и родным местам А. С. Пушкина.


Работу со статьёй можно провести по-разному с учётом особенностей класса. Это может быть
а) чтение статьи учащимися с небольшими комментариями учителя,
б) рассказ учителя о поэте с чтением отдельных фрагментов статьи,
в) краткие сообщения учащихся на основе вопросов 1—3, помещённых после статьи.

В любом случае важно подготовить учащихся не только к эмоциональному восприятию стихотворений, но и к сопоставлению биографической основы и художественной картины, нарисованной поэтом.

Целесообразно использование на этом и последующих этапах урока фотографий, репродукций, альбомов или буклетов, посвящённых жизни Пушкина в Михайловском, няне поэта Арине Родионовне.

Вместе с пятиклассниками можно совершить небольшую заочную экскурсию в Михайловское (правда, с учётом того, что и в последующем ребята неоднократно будут обращаться к михайловскому периоду жизни и творчества поэта). Возможно представление альбомов «Пушкинская Москва» или «Пушкин в Михайловском», подобранных учащимися фотографий, репродукций картин и отрывков из произведений поэта в качестве иллюстраций (отчёт о выполнении индивидуального задания 1 после главы об А. С. Пушкине).

III. Чтение и анализ стихотворений
«Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».

Возможно несколько вариантов работы:


1.Чтение сразу трёх стихотворений, а затем обсуждение вопросов, касающихся, прежде всего, основного настроения каждого стихотворения, особенностей нарисованной в нём художественной картины.

2. Чтение стихотворений «Зимний вечер» и «Зимнее утро», сопоставление изображённых в них картин зимней природы. Чтение и анализ стихотворения «Няне» можно перенести на следующий урок, посвящённый теме «Человек и природа в лирике А. С. Пушкина».

3. Чтение стихотворений «Зимний вечер» и «Няне», их анализ. Чтение стихотворения «Зимнее утро» и сопоставление художественных картин и основного настроения в прочитанных на уроке произведениях.

Работу с текстом направят вопросы и задания учебника:
«Зимний вечер» (вопросы 1—3), «Няне» (вопросы 1—4), «Зимнее утро» (вопросы 1—4).

В процессе анализа отдельных особенностей содержания и формы стихотворений закрепляются практические навыки выявления различных видов художественных образов и определения средств создания художественной картины и особого настроения. На этом и последующих уроках проводится подготовка и к уроку-практикуму «Заглавный образ литературного произведения».

IV. Работа над выразительным чтением
стихотворений «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро»
.

Учащиеся читают стихотворения, пытаясь передать основное настроение, интонации, присутствующие в стихотворениях обращения.

Особо следует обратить внимание на наличие чёткого ритма (например, в «Зимнем вечере»), мерного чередования ударных и безударных слогов, готовя пятиклассников к последующему разговору о стихотворных размерах. Можно указать на очевидную при скандировании разницу ритма в «Зимнем вечере» и «Зимнем утре», назвать используемые здесь двусложные размеры стиха (хорей и ямб).
Однако более подробный разговор о стихосложении предстоит во втором полугодии.

V. Подведение итогов урока,
оценка работы учащихся,
в том числе выполнявших индивидуальные задания.

VI. Домашнее задание:

1) подобрать иллюстрации, фотографии или нарисовать свои иллюстрации к прочитанным стихотворениям А. С. Пушкина;

2) выучить одно из стихотворений наизусть.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 2 учебника (возможно выполнение этого задания группой).

Следующие уроки: Урок 23. Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [В. Ф. Чертов и др.]; под ред. В. Ф. Чертова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение.
Методическое пособие является частью учебно-методического комплекта по литературе, реализующего программу литературного образования, подготовленную авторским коллективом под руководством В. Ф. Чертова. В данном пособии представлены развёрнутые планы уроков литературы в 5 классе, в том числе для классов с углубленным изучением литературы, содержатся рекомендации по работе с учебником-хрестоматией и организации самостоятельной читательской деятельности учащихся. В нём намечена примерная последовательность работы по формированию у пятиклассников представлений о литературе как искусстве слова и художественном образе в литературе, а также по развитию первоначальных навыков создания устных и письменных высказываний о литературном произведении и художественном образе. Настоящее издание книги переработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и переработанным учебником для 5 класса под редакцией В. Ф. Чертова. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Село Михайловское. Литография П. Александрова по рисунку И. Иванова. 1837
Пушкинская эпоха. Село Михайловское
(сайт "К уроку литературы")
 
Н. Н. Ге. А. С. Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). 1875
 
В. М. Максимов. Михайловское. Домик няни с северной стороны. 1898 г.
Домик няни оставался единственной мемориальной постройкой, просуществовавшей до Великой Отечественной войны. Накануне войны были планы по его сохранению (предлагалось привести древесину в окаменелое состояние). После ухода из Михайловского немцев остатки домика извлекали из блиндажей и окопов. «Домик няни» был первым из всех построек, восстановленных в в Михайловском в 1947 году.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика