Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Уроки литературы в 5 классе
Литература
 
 Главная
 
П.П.Бажов в 1911 г. Фото
 
Бажов П. П.
Медной горы Хозяйка

("К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
 
ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ
(1879—1950)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 57. Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка»

Урок 58. Образ рассказчика в сказе


УРОК 57
Сказ П. П. Бажова
«Медной горы Хозяйка»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества П. П. Бажова; дать начальное представление о сказе на примере сказа «Медной горы Хозяйка»; показать соотношение реального и фантастического в произведении.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; групповая работа; чтение фрагментов сказа; ответы на вопросы учебника; устное словесное рисование; работа со словарём.
Термины: сказ, сказовая манера повествования, сказка, предание, легенда, фантастика.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о П. П. Бажове,

создание установки на разговор о сказе уральского писателя, сказовой манере повествования, богатствах Урала, суровости и непредсказуемости характера хозяйки малахитового камня. Возможна стилизация слова учителя в сказовых интонациях.

Желательно вспомнить с пятиклассниками географическое положение Урала, увидеть обозначенные на карте месторождения руд, описанные писателем.

II. Чтение вступительной статьи
и закрепление представлений пятиклассников о писателе П. П. Бажове

(в форме своеобразного конкурса на лучшее монологическое высказывание) будет способствовать также развитию устной речи и творческого воображения учащихся.

В работе групп (команд) оценивается точность, полнота ответа, оригинальность построения монологического высказывания.

Возможные вопросы и задания:

1. Воссоздайте словесный образ Урала — родины писателя.
2. Почему Бажов был обеспокоен судьбой уральских богатств? Что радовало и что огорчало писателя в жизни уральских мастеров?

Далее можно обратиться к вопросам учебника 1 и 2, которые способствуют развитию аналитического мышления, умению строить устное высказывание. Учащимся в процессе комментирования их ответов сообщается, что одухотворённый труд — труд, в который вложена человеком душа, — великое старание, усердие и желание.

Герой бажовских сказов — мастер, умелец, человек, живущий по законам сердца, всей душой преданный делу, ценящий и понимающий красоту.

III. Чтение и анализ сказа П. П. Бажова
«Медной горы Хозяйка»

можно начать с выявления впечатлений учащихся после чтения сказа дома, выразительного чтения начала сказа, объяснения непонятных слов, разговора об особенностях сказовой манеры повествования.

Целесообразно остановиться на близости жанра сказа преданию, легенде, сказке.

В сказе очевидна установка на реальность происходящего.
Наличие вымысла в сказе помогает раскрытию идеи — основной мысли произведения.
Повествование ведётся от лица рассказчика, звучащее слово которого отчётливо ощутимо в сказе и подразумевает наличие слушателя.
Сюжет сказа состоит из нескольких эпизодов.
Финал содержит морализирующую концовку, подводящую итог изложенному.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Какая история произошла со Степаном?

2. Кратко перескажите основные эпизоды сказа «по цепочке».

При выполнении индивидуального задания 4
возможна организация работы с тетрадью, статьёй учебника, словарём литературоведческих терминов.

На доске даны определения терминов «легенда», «предание»:

Легенда — фольклорный прозаический жанр, в основе которого чаще всего лежат какие-то фантастические события.
Предание — устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передаётся из поколения в поколение.


Вместе с учащимися необходимо на основе текста раскрыть связь сказа с преданием, легендой, сказкой
(мотивы запрета, испытания героя, волшебные помощники и др.).

3. О каком историческом времени идёт речь в сказе? На основании чего это можно определить? Выпишите слова, воссоздающие образ исторического времени («барин», «приказчик», «крепостное право», «управляющий», «вольная»).
Важно показать, что недовольство рабочих, бездушие заводчиков, приказчиков, крепостная зависимость — всё это достоверно раскрывает образ времени в сказе.

4. Выполнение индивидуального задания 2 учебника.
Здесь следует остановиться на том, почему писатель выбирает жанр сказа и какими возможностями обладает данный жанр.

Работа с текстом произведения строится на основе вопросов 1—8 учебника. Для ответов подбираются и читаются необходимые фрагменты сказа, комментируются моменты, связанные с фольклорно-сказочными традициями, сочетанием фантастики и реальности.

В центре внимания оказываются образы малахитницы, героя, исторического времени как значимого фона описываемых событий.

IV. Работа с рисунками учащихся
к сказу П. П Бажова

(обсуждение домашнего задания).

Пятиклассникам предлагается охарактеризовать выбранный ими эпизод, образ героя.

Индивидуальное задание 6 содержит письменную и устную части (первая может выполняться учащимися под музыку).

V. Подведение итогов урока
включает обращение к индивидуальному заданию 1 учебника.

Дополнительно учащимся предлагаются вопросы:

1. Какой наказ Хозяйки Медной горы не выполнил герой и почему?
2. Раскройте значение концовки произведения.
3. Завершите предложение: «Образ Хозяйки Медной горы олицетворяет… (стихийные силы природы, суровые, не прощающие слабости; красоту природы, забыть которую невозможно)».

VI. Домашнее задание:

составить и художественно оформить кроссворд по сказу П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» к конкурсу на лучший кроссворд.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 2, 5 учебника (по выбору учащихся).

Следующие уроки: Урок 58. Образ рассказчика в сказе >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

 
Малахитовая шкатулка
Иллюстрации Н. Кочергина к сказам П. П. Бажова


Николай Михайлович Кочергин (1897–1974) – художник-иллюстратор,
посвятивший детской книжной иллюстрации более 25 лет.
В 1966 году для издательства «Художник РСФСР» он нарисовал
комплект, состоящий из 12 открыток к сказам Павла Бажова,
по одной иллюстрации на каждое произведение.
Все открытки выполнены с преобладанием «малахитового цвета»:
то тут, то там мелькнет яркая бирюза, будь то волшебный цветок,
драгоценные камни, украшавшие кокошник хозяйки Медной горы,
или стены во дворцах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика