Иллюстрации Д. А. Шмаринова к роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Шмаринов Дементий Алексеевич
(1907—1999)

Иллюстрации
к роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
[1]
 
Глава I. Сержант гвардии
"Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь...»"
 
Глава II. Вожатый
"— Где же вожатый?— спросил я у Савельича.
«Здесь, ваше благородие»,— отвечал мне голос сверху."
 
Глава III. Крепость
«...мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах.»
 
Глава IV. Поединок
«Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника.»
 
Глава V. Любовь
"Проснувшись, подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну..."
 
Глава VI. Пугачевщина
"Старый башкирец молчал и глядел на коменданта с видом совершенного бессмыслия."
 
Глава VII. Приступ "Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома."
 
Глава VIII. Незваный гость
"Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу…"[2]
 
Глава XI. Мятежная слобода
 
Глава XII. Сирота
"Я кинулся к ней..."
 
Глава XIV. Суд
"Надели мне на ноги цепь и заковали ее наглухо."
 
Петр Андреевич Гринев "...присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему..."
Источник иллюстраций: А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Рис. Д. Шмаринова. — М.: Детская литература. 1982.

1. Д. А. Шмаринов известен как иллюстратор. Автор журнальных и газетных рисунков (с 1923), художник книги в издательствах «Гослитиздат», «Детгиз», «Молодая гвардия» и др. (с 1927), «Искусство» (1941-45).
Одна из его наград: Ленинская премия (1980) — за иллюстрирование и оформление книг А. С. Пушкина «Повести Белкина», «Дубровский», «Пиковая дама» (1976—1978), Л. Н. Толстого «Война и мир» (1978).
Шмаринов отмечает: «Художник-иллюстратор должен обладать высокой культурой, развитым чувством фантазии, душевным богатством и большим запасом жизненных впечатлений, чтобы воссоздавать высокие образы классической литературы, перевоплотиться в героев своих книг».
Преображая временные образы литературного произведения в образы зрительные, иллюстратор, как правило, сосредотачивает свое внимание на таких эпизодах, которые определяют развитие событий книги и являются поворотными в судьбе ее героев.
Вот как пишет Д. И. Шмаринов в статье "Мой Пушкин" о своей работе над «Капитанской дочкой»: "1974 год был отдан «Капитанской дочке»... В своих иллюстрациях я опирался на оба произведения: «История Пугачёвского бунта» и «Капитанская дочка»". (вернуться)

2. Д. И. Шмаринов пишет в статье "Мой Пушкин":
"Я переместил в иллюстрациях акцент с трогательной истории любви Гринёва и Маши на исторические народные события, на Пугачева и его соратников. Поэтому на втором развороте явилась ещё одна кульминация повести — застолье Пугачёва с соратниками, поющими его любимую, полную мрачных предчувствий песню, кончающуюся словами: «Я за то тебя, детинушка, пожалую среди поли хоромами высокими, что двумя ли столбами с перекладиной»". (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика