Смех сквозь слёзы. Саша Чёрный
ЛИТЕРАТУРА
 
 Главная
 
Саша Чёрный.
Офорт работы В. Фалилеева.
Капри. 1912 г.
 
 
 
 
 
 
 
САША ЧЕРНЫЙ
(1880 - 1932)
Смех сквозь слёзы
(1809-1909)
[1]
 
Ах, милый Николай Васильич Гоголь!
Когда б сейчас из гроба встать ты мог,
Любой прыщавый декадентский щёголь
Сказал бы: «Э, какой он, к чёрту, бог?
Знал быт, владел пером, страдал. Какая редкость!
А стиль, напевность, а прозрения печать,
А тёмно-звонких слов изысканная меткость?.
Нет, старичок… Ложитесь в гроб опять!»

Есть между ними, правда, и такие,
Что дерзко от тебя ведут свой тусклый род
И, лицемерно пред тобой согнувши выи,
Мечтают сладенько: «Придёт и мой черёд!»
Но от таких «своих», дешёвых и развязных,
Удрал бы ты, как Подколесин, чрез окно...
Царят! Бог их прости, больных, пустых и грязных,
А нам они наскучили давно.

Пусть их шумят… Но где твои герои?
Все живы ли, иль, небо прокоптив,
В углах медвежьих сгнили на покое
Под сенью благостной крестьянских тучных нив?
Живут… И как живут! Ты, встав сейчас из гроба,
Ни одного из них, наверно, б не узнал:
Павлуша Чичиков — сановная особа
И в интендантстве патриотом стал —

На мёртвых душ портянки поставляет
(Живым они, пожалуй, ни к чему),
Манилов в Третьей Думе заседает
И в председатели был избран… по уму.
Петрушка сдуру сделался поэтом
И что-то мажет в «Золотом руне»,
Ноздрёв пошел в охранное — и в этом
Нашёл своё призвание вполне.

Поручик Пирогов с успехом служит в Ялте
И сам сапожников по праздникам сечёт,
Чуб стал союзником и об еврейском гвалте
С большою эрудицией поёт.
Жан Хлестаков работает в «России»,
Затем — в «Осведомительном бюро»,
Где чувствует себя совсем в родной стихии:
Разжился, раздобрел, — вот борзое перо!..

Одни лишь черти, Вий да ведьмы и русалки,
Попавши в плен к писателям modernes,[2]
Зачахли, выдохлись и стали страшно жалки,
Истасканные блудом мелких скверн...
Ах, милый Николай Васильич Гоголь!
Как хорошо, что ты не можешь встать...
Но мы живём! Боюсь — не слишком много ль
Нам надо слышать, видеть и молчать?

И в праздник твой, в твой праздник благородный,
С глубокой горечью хочу тебе сказать:
«Ты был для нас источник многоводный,
И мы к тебе пришли теперь опять, —
Но «смех сквозь слёзы» радостью усталой
Не зазвенит твоим струнам в ответ...
Увы, увы… Слёз более не стало,
И смеха нет».
1909

Источник: Саша Черный. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый. — М.: Эллис Лак, 1996.
 

1. «Смех сквозь слезы» – дата создания: 1909 г.
Во дни юбилея Н. В. Гоголя журнал «Сатирикон» (1909, № 12) опубликовал стихотворение Саши Черного «Смех сквозь слезы».
Две темы составляли его содержание: отношение современных литераторов к Гоголю и новое бытие гоголевских героев. Оба плана объединяла критика символистов, и сатирой на них стихотворение открывалось.
Вторая часть стихотворения «Смех сквозь слезы» касалась темы бессмертия гоголевских типов. Гоголь предрекал, что долго еще определено ему чудной властью идти об руку с его «странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь» (VI, 134) и что, к примеру, «Ноздрев долго еще не выведется из мира», только будет ходить «в другом кафтане» (VI, 72). Саша Черный распознал «в других кафтанах» старых знакомых, благополучно устроившихся в новом веке: «Павлуша Чичиков — сановная особа / И в интендантстве патриотом стал...», «Манилов в Третьей Думе заседает...», «Ноздрев пошел в охранное — и в этом / Нашел свое призвание вполне» и т. д.
Характеризуя судьбы и новые ипостаси персонажей Гоголя, поэт-сатирик создает еще две эпиграммы на символистов. (вернуться)

2. Modernes – модернистам (франц.) (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Портрет Саши Черного
работы Ф. Рожанковского.
Париж. 1926 г.
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика