Песня о Георгии Чёрном. Пушкин А. С.
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
Портрет Г. П. Карагеоргия
работы В. Л. Боровиковского, 1816 г.
 
Пушкин А. С.
Видение короля

(Песни западных славян)
 
 
 
 
 
 
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)
 
ПЕСНЯ
О ГЕОРГИИ ЧЁРНОМ
Песни западных славян
[1]
 
Не два волка в овраге грызутся,
Отец с сыном в пещере бранятся.
Старый Петро сына укоряет:
«Бунтовщик ты, злодей проклятый!
Не боишься ты Господа Бога,
Где тебе с султаном тягаться,
Воевать с белградским пашою!
Аль о двух головах ты родился?
Пропадай ты себе, окаянный,
Да зачем ты всю Сербию губишь?»
Отвечает Георгий угрюмо:[2]
«Из ума, старик, видно, выжил,
Коли лаешь безумные речи».
Старый Петро пуще осердился,
Пуще он бранится, бушует.
Хочет он отправиться в Белград,
Туркам выдать ослушного сына,
Объявить убежище сербов.
Он из тёмной пещеры выходит;
Георгий старика догоняет:
«Воротися, отец, воротися!
Отпусти мне невольное слово».
Старый Петро не слушает, грозится:
«Вот ужо, разбойник, тебе будет!»
Сын ему вперёд забегает,
Старику кланяется в ноги.
Не взглянул на сына старый Петро.
Догоняет вновь его Георгий
И хватает за сивую косу.
«Воротись, ради Господа Бога:
Не введи ты меня в искушенье!»
Отпихнул старик его сердито
И пошёл по белградской дороге.
Горько, горько Георгий заплакал,
Пистолет из-за пояса вынул,
Взвёл курок, да и выстрелил тут же.
Закричал Петро, зашатавшись:
«Помоги мне, Георгий, я ранен!»
И упал на дорогу бездыханен.
Сын бегом в пещеру воротился;
Его мать вышла ему навстречу.
«Что, Георгий, куда делся Петро?»
Отвечает Георгий сурово:
«За обедом старик пьян напился
И заснул на белградской дороге»[3].
Догадалась она, завопила:
«Будь же Богом проклят ты, чёрный,
Коль убил ты отца родного!»
С той поры Георгий Петрович
У людей прозывается Чёрный.

 

1. Песня о Георгии Чёрном – опубл. впевые в журнале «Библиотека для чтения», 1835, т. IX, март, отд. I, с. 23—24.
Песни западных славян: Переложение «Гуслей» Проспера Мериме.
Первые пятнадцать песен напечатаны Пушкиным впервые в журнале «Библиотека для чтения», 1835, т. IX, март, отд. I, с. 5–32 (БдЧ9); шестнадцатое стихотворение «Конь» напечатано Пушкиным впервые в «Библиотеке для Чтения» 1835, февраль, т. VIII (кн. 14), отд. I, стр. 158 (БдЧ8).
Все шестнадцать стихотворений с предисловием и примечаниями вошли в «Стихотворения А. Пушкина», часть четвертая, 1835, стр. 105–189 (СП4).
Книга Мериме «Гюзла, или Сборник иллирийских песен, записанных в Далмации, Боснии, Хорватии и Герцеговине», которая легла в основу пушкинского цикла, также была мистификацией. Песни, якобы собранные в славянских селах и переведенные им на французский язык, были сочинены самим Мериме, рассказ о поездках, подробности возникновения и записи той или иной песни – вымышлены. Наукообразный вид придавали изданию многочисленные примечания к песням, справки исторического, этнографического и лингвистического характера. Мистификация была столь удачна, что восхищенные читатели не заметили подделки. Восторженная рецензия появилась и в петербургском журнале.
По-видимому, в начале 1828 г. ознакомился с «Гюзлой» и Пушкин. Однако уже в 1828 г., т. е. через год после выхода «Гюзлы», распространился слух о подделке. Сообщения о фальсификации славянских песен в «Гюзле» появляются в русской печати. Совершенно точных доказательств все же не было, и Пушкин, как он сам сообщил в предисловии к своему циклу, заинтересовался, «на чем основано изобретение странных сих песен», и попросил С. А. Соболевского обратиться за разъяснениями непосредственно к Мериме.
Последний написал в ответ письмо, где признавался в мистификации и подчеркивал шуточный ее характер, предлагая рассматривать ее как литературное озорство.
Пушкин опубликовал это письмо Мериме в своем предисловии, тем самым как будто продемонстрировав свое безразличие к происхождению текстов, послуживших ему литературным источником. (вернуться)

2. Гео́ргий Пе́трович Ка́рагеоргий (3 (14) ноября 1762 – 13 июля 1817) – руководитель Первого сербского восстания против Османской империи, основатель династии Карагеоргиевичей.
При рождении получил имя Георгий. Прозвище Карагеоргий («кара» – по-турецки «чёрный») получил из-за своей тёмной внешности и вспыльчивого характера, а также из-за боязни к нему врагов.
Сюжетом этой песни послужил один из самых трагических моментов биографии Карагеоргия: убийство им своего отца из-за политических разногласий. Резкие противоречия во взглядах между отцом и сыном приводят Георгия к необходимости выбора между успехом общего дела и жизнью отца, между долгом солдата и сыновней любовью. Трагедия усугубляется тем, что отец действует не как предатель родины: он также стоит за интересы Сербии, стремясь уберечь народ от жестокого и, с его точки зрения, бессмысленного кровопролития.
Эта легенда существовала в разных вариантах. В одном указывалось, что мать-старуха была на стороне сына и сама предлагала ему убить отца; по другой версии, у Георгия дрожала рука, и он отдал пистолет своему товарищу; прибавляют еще, что Георгий велел с честью похоронить отца и совершить поминки. В нескольких вариантах Георгий пытается оправдать свой поступок, говоря: «не должны столько людей погибнуть из-за одного», «лучше погибнуть тебе одному, чем всем нам». Пушкину, видимо, были известны разные версии этого эпизода, так как в примечании он пишет: «...по другому варианту, Георгий сказал товарищам...».
А. И. Яцимирский в своей работе о «Песнях» ставит важный вопрос: почему Пушкин не воспользовался теми подробностями, которые смягчают трагедию отцеубийства? Исследователь находит объяснение в том, что Пушкин был под влиянием романтического представления о Георгии, сложившегося еще во время написания «Дочери Карагеоргия»; поэтому он и здесь стремится создать противоречивый образ «преступника и героя». (вернуться)

3. По другому преданию, Георгий сказал товарищам: «Старик мой умер; возьмите его с дороги». (вернуться)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика