Жизнь и творчество Мориса Метерлинка
Литература
 
 Главная
 
Морис Метерлинк.
Photographe G. Gerschel. 1923 г. Источник: New York Public Library Archives
 
Морис Метерлинк
 
Пьеса «Синяя птица» в МХТ. Фея – Н. М. Германова. Открытка начала XX века
 
 
 
 
 
 
БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЕЙ
 
МОРИС МЕ́ТЕРЛИ́НК
(1862 – 1949)
[1]
 
Морис Метерлинк — бельгийский драматург, поэт. Писал на французском языке.

Родился во Фландрии в семье нотариуса. Окончив в Генте коллеж, Метерлинк изучал право в Париже, затем вернулся в Гент, где занимался адвокатурой; сотрудничал как критик, очеркист и поэт в журнале «La Jeune Belgique» («Молодая Бельгия») и «La Wallonie» («Валлония»).

В студенческие годы испытал влияние французского драматурга и новеллиста Ф. О. М. Вилье де Лиль-Адана. Сторонник теории «чистого искусства», эссеист, склонный к метафизическим раздумьям, поэт-символист, молодой Метерлинк живо интересовался новейшими естественно-научными открытиями.

Идеалистические концепции Метерлинка, его символистская поэтика были реакцией протеста против буржуазного позитивизма, против мещанской бескрылости натуралистического искусства.

В 1889 вышел сборник стихов М. «Теплицы» («Serres chaudes»). Как тепличное растение, душа лирического героя «бледна от бессилия, от белого бездействия»; поэт тяготится неподвижностью и духотой. В 1896 вышел второй и последний поэтический сборник Метерлинка «12 песен» («Douze chansons»), дополненный в 1900 тремя стихотворениями («15 песен» — «Quinze chansons»).

В 1889 Метерлинк опубликовал пьесу-сказку «Принцесса Мален» («La princesse Maleine»), сюжет которой заимствован у братьев Я. и В. Гримм. В пьесе царит атмосфера кошмара; злодейка-королева губит всех — короля, принца, принцессу; человек предстает как покорная жертва рока.

Сходные мотивы звучат и в последующих пьесах Метерлинка этого периода. В одноактных пьесах «Непрошеная» («L’intruse») и «Слепые» («Les aveugles», обе 1890) человек становится жертвой таинственных сил (Смерть, Одиночество); и человек, и эти силы выступают в «чистом виде», обезличенно, абстрактно, как голые символы.

Драма «Пелеас и Мелисанда» («Péléas et Mélisande», 1892) сделала имя Метерлинка широко известным за пределами Бельгии и Франции. Она послужила основой для создания музыкальных произведений (К. Дебюсси, А. Шёнберг, Я. Сибелиус и др.). Рассказ о трагической любви героини к брату мужа утверждает красоту глубокого чувства — и обреченность его.

Близка этой пьесе драма «Алладина и Паломид» («Alladine et Palomides», 1894); лейтмотивом пьесы «Там, внутри» («Intérieur», 1894) является мысль о том, что горе всегда где-то рядом.

В «Смерти Тентажиля» («La mort de Tintagiles», 1894) намечена тема бунта против жестокой судьбы. Мальчик Тентажиль погибает за железной дверью от рук злодейки-королевы; мольбы его сестры Игрены сменяются взрывом ее гнева: она проклинает смерть; этот бунт прекрасен, но, по Метерлинку, бессмыслен (в этом плане Метерлинк — один из предшественников литературы экзистенциализма).

Эстетические взгляды Метерлинка этого периода изложены в статье «Трагизм повседневной жизни» («Le tragique quotidien»), вошедшей в его книгу эссе «Сокровище смиренных» («Le trésor des humbles», 1896). Главной задачей театра Метерлинк считал воспроизведение мгновений, когда человек общается с таинственными сферами духа; поскольку слово материально, общение наиболее полно происходит в молчании. Выдвигая принцип «второго диалога», Метерлинк исходил из символистских предпосылок, однако объективно в своей драматургической практике он порой приходил к реалистическим результатам, близким, в частности, некоторым сторонам поэтики А. П. Чехова.

В целом же книга «Сокровище смиренных» — развернутый манифест символизма, написанный последовательным идеалистом; материальный мир для Метерлинка — лишь отблеск некоего духовного мира; современная эпоха, по Метерлинку, характерна тем, что расширяется «область души».

В том же 1896 Метерлинк написал две пьесы-сказки «Аглавена и Селизетта» («Aglavaine et Sélysette») и «Ариана и Синяя Борода» («Ariane et Barbe-Bleu»). Герои этих драм — уже не только жертвы. Селизетта активна в своем самоотречении, во имя счастья любимого человека она идет на подвиг. Не смиряется с запретами Ариана — и побеждает судьбу. В поэтике ранних пьес Метерлинка преобладала недосказанность; подтекст и «молчание» были весомее реплик персонажей. Теперь в драматургию Метерлинка — на равных правах с символистскими приемами — начинают проникать реалистические краски.

В 1898 Метерлинк переехал во Францию. В том же году он опубликовал работу «Мудрость и судьба» («La sagesse et la destinée»), открывающую собой цикл философских эссе, посвященных проблемам познания и этики. При всем пессимизме этого идеалистического произведения оно призывает человека мужественно выполнять каждодневный долг.

Работа 1902 года «Сокровенный храм» («Le temple enseveli») более мажорна. Метерлинк утверждает необходимость быть активным в познании мира, в социальной практике. К этому времени писатель сблизился с социалистическими кругами, чем отчасти и объясняется эволюция его творчества.

Драма «Сестра Беатриса» («La sœur Béatrice», 1900) направлена против аскетизма, воспевает полнокровную земную жизнь. В пьесе «Монна Ванна» («Monna Vanna», 1902) Метерлинк впервые пользуется не сказочным, а историческим сюжетом; герои драмы — живые люди с яркими характерами — сталкиваются с реальными общественными отношениями Италии конца 15 в.; пьеса утверждает право человека на любовь, утверждает патриотизм. Те же идеи, но в форме легенды, пронизывают пьесу «Жуазель» («Joyselle», 1903). В остро сатирической пьесе, написанной в манере бытовой драмы, — «Чудо св. Антония» («Le miracle de Saint-Antoine», 1903) — алчные буржуа-наследники препровождают в полицию святого Антония, воскресившего их богатую родственницу. В статьях этого периода Метерлинк последовательно выступает против фатализма в жизни и искусстве, за общественную активность.

В 1908 г. Метерлинк создал свой шедевр — драму «Синяя птица» («L’oiseau bleu»). Право первой постановки он передал К. С. Станиславскому; 30 сент. 1908 пьеса была пост. на сцене МХТ и с тех пор входит в репертуар театра. Смешной и грустный, лиричный и мудрый рассказ о приключениях брата и сестры, ищущих Синюю птицу, символ счастья, исполнен веры в доброту и силу человека, в его победу над непознанными еще — но познаваемыми — силами и законами природы, над голодом, нищетой, войной. Именно в год постановки «Синей птицы» М. Горький назвал Метерлинка, наряду с У. Уитменом, Э. Верхарном, А. Франсом, в числе писателей, которые, «... начав с индивидуализма и квиетизма, дружно приходят к социализму, к проповеди активности...» (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 48). «Синюю птицу» высоко оценил А. А. Блок (см. Собр. соч., том 12, Л., 1936, с. 249).

В 1911 г. Метерлинку была присуждена Нобелевская премия. В годы 1-й мировой войны (1914—18) он в своей публицистике обличает германский милитаризм. В 1918 г. в пьесе-феерии «Обручение» («Les fiançailles») Метерлинк продолжил рассказ об одном из героев «Синей птицы» (16-летний Тильтиль в поисках невесты отправляется в Страну Предков и в Страну Неродившихся Детей). После «Обручения» Метерлинк написал ряд менее значительных пьес («Бургомистр Стильмонда» — «Le bourgmestre de Stilmonde», 1919, «Беда проходит» — «Le malheur passe», 1925, «Жанна д’Арк» — «Jeanne d’Arc», 1945, и др.). Трагедия, пережитая Бельгией в 1914 г., кризис бельгийской социал-демократии определили отход Метерлинка от общественной проблематики и частичный возврат к мистицизму. Это сказалось на философских эссе и трактатах Метерлинка — «Жизнь пространства» («La vie de l’espace», 1928), «Перед лицом бога» («Devant Dieu», 1937), «Другой мир, или Звездные часы» («L’autre monde ou le Cadran stellaire», 1942) и др.

Большинство пьес Метерлинка, написанных им до 1918 г., шло на русской сцене. 2 окт. 1904 г. МХТ поставил 3 одноактные пьесы — «Непрошеная», «Слепые» и «Там, внутри». В 1905 г. В. Мейерхольд поставил «Смерть Тентажиля» в студии МХТ, а в театре В. Ф. Комиссаржевской — «Сестру Беатрису» (1906) и «Пелеаса и Мелисанду» (1907). Наибольшим успехом у русского зрителя пользовалась «Монна Ванна»; в 1902—04 гг. главную роль в ней исполняла Комиссаржевская. Русские театры ставили также пьесы «Ариана и Синяя Борода», «Чудо св. Антония» и др.; в начале 1911 г. Л. А. Сулержицкий и Е. Б. Вахтангов поставили в Париже (в театре Режан) «Синюю птицу».

Перу Метерлинка принадлежат книги натурфилософского характера — «Жизнь пчел» («La vie des abeilles», 1901), «Разум цветов» («L’intelligence des fleurs», 1907), «Жизнь термитов» («La vie des termites», 1926), «Жизнь муравьев» («La vie des fourmis», 1930). Тонкие наблюдения над жизнью насекомых и растений окрашены у Метерлинка антропоморфизмом и неотделимы от размышлений о человеческом обществе. Эти книги продиктованы доброй волей писателя, стремящегося преподать людям «урок морали» — урок альтруизма и упорства.

В 1940 г., после поражения Франции, Метерлинк уехал в США; вернулся во Францию в 1947 г. Написал в 1948 г. книгу мемуаров «Голубые пузыри (счастливые воспоминания)» — «Bulles bleues (souvenirs heureux)». Пьесы Метерлинка, особенно периода 1896—1918 гг., прочно вошли в репертуар мирового театра благодаря их гуманистическому звучанию и вере в победу человека над темными силами.

Соч.: Théâtre, v. 1—3, P., 1918; Théâtre inédit, P., 1959; в рус. пер. — Пьесы, [вступ. ст. Е. Г. Эткинда], М., 1958.

Лит.: Венгерова З. А., Лит. характеристики, т. 2, СПБ, 1897—1910; Филиппов М., Морис Мэтерлинк, «Науч. обозрение», 1902, № 11—12 (см. также: Филиппов М., Этюды прошлого, М., 1963); Зеринг Л., Метерлинк как философ и поэт, М., 1908; Кранихфельд В. П., От Белого Павлина к Синей птице, «Совр. мир», 1908, № 12; Фриче В. М., Метерлинк на рубеже двух миров. Сб. статей «Синяя птица», М., 1908; Шлаф И., М. Метерлинк, М., 1910; Гейне А., М. Метерлинк, СПБ, 1912; Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1—2, М., 1958; Эткинд Е. Г., М. Метерлинк, «Ин. лит-ра», 1962, № 8; его же, Синяя птица летит к людям, «Лит. газета», 1962, 30 авг.; Harry G., La vie et l’œuvre de M. Maeterlinck, P., [1932]; Gerardino A., Le théâtre de Maeterlinck, P., 1934; Lecat M., Le Maeterlinckianisme, [t.] 1—2, Brux., 1937—41; De Trooz Ch., M. Maeterlinck, в кн.: Histoire illustrée des lettres françaises de Belgique, Brux., [1958], p. 443—60; Bodart R., M. Maeterlinck, P., 1962.

М. Н. Ваксмахер.

Источник: Краткая литературная энциклопедия (вернуться)

 
Пьеса «Синяя птица» в МХТ. Открытка начала XX века
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика