Мой демон ("Собранье зол его стихия..."). Лермонтов М. Ю.
ЛИТЕРАТУРА
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
 
 
 
 
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)
МОЙ ДЕМОН[1]
 
Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он. —
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей.

1829

Источник: Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений: В 5 т. — М.; Л.: Academia, 1935—1937. Т. 1. Стихотворения, 1828—1835. — 1936. — С. 49.
 

1. Мой демон ("Собранье зол его стихия...") – впервые опубликовано в «Отечественных записках» 1859 г., № 7, стр. 21.
Стихотворение «Мой демон» — своего рода предварительный набросок к поэме «Демон», задуманной в этом же году (первый очерк 1829 г. — см. в томе III). Есть прямые текстуальные совпадения: «Носясь меж дымных облаков» — «Он дико мчится в облаках», «Он равнодушно видит кровь» — «Он равнодушно видел вечность» и т. д.
В годы 1830—1831 Лермонтов продолжает развивать тему демона и в поэмах («Ангел смерти», второй очерк «Демона»), и в лирике, явно отождествляя свое лирическое «я» с образом демона, как например в стихотворении «Я не для ангелов и рая» (1830 г.):

Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой.

Сравнения себя с демоном и антитезы «демон — ангел», «ад — рай» становятся главными темами юношеской лирики Лермонтова и переходят даже в прозу («Вадим»). Эти темы и образы были подготовлены его предшественниками и постоянно повторялись в русской поэзии 30-х годов, но не в такой сгущенной и эмоционально-напряженной форме, как у Лермонтова. Непосредственный предок Лермонтовского демона — у Пушкина («Демон», 1823 г.):

Не верил он любви, свободе,
На жизнь насмешливо смотрел
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

Можно указать еще на стихотворение Колачевского «Демон-разрушитель», напечатанное в «Галатее» Раича (1829 г.) и, несомненно, замеченное Лермонтовым. Далее идут Подолинский (поэма «Див и пери»), Полежаев («Демон вдохновения», 1832 г., «Тайный голос», 1839 г.). Тема демона и демонизма сохраняется в русской поэзии до конца XIX в. (ср. раннее стихотворение Полонского «К демону» и позднее «В потерянном раю») и переходит к символистам (ср. «Демон самоубийства» Брюсова). Как известно, тема эта тесно связана с западной традицией (см. комментарий к поэме «Демон», т. III).
В 1831 г. Лермонтов переделал стихотворение «Мой демон»: начало сохранено неприкосновенным, а остальное написано заново. (вернуться)
_____________________________

«Мой демон» – первое стихотворение Лермонтова (1829), посвященное теме демона.

Написанное одновременно с началом работы над поэмой «Демон» (1829), стихотворение предвосхищает ее философскую проблематику. Уже в нем получило выражение трагическое мироощущение поэта — скептицизм, мотивы одиночества, неверия в силу добра и в возможность «чистой любви».

Лермонтовский демон здесь — «собранье зол», неумолимо отвергающий все человеческие надежды и высокие помыслы («И звук высоких ощущений / Он давит голосом страстей»); перед его «неземной» мрачной силой отступает и традиционно просветляющая, примиряющая «муза кротких вдохновений».

Воплотив свое мироощущение в образе демона, Лермонтов отдает дань традициям мировой классической «демонианы», восходящей к библ. легенде о падшем ангеле, который восстал против бога и был превращен им в духа зла (Дж. Мильтон, И. В. Гёте, Ф. Г. Клопшток). В эпоху поражения европ. революций 20-х гг. 19 в. этот сюжет разрабатывали Дж. Байрон, А. де Виньи, Т. Мур и др. поэты, имевшие влияние на Лермонтова.

В рус. литературе непосредственный предшественник Лермонтова в художественном осмыслении темы демона — А. С. Пушкин. Его стих. «Демон» (1823), опубл. в 1824 под назв. «Мой демон», побудило и Лермонтова написать одноименное стих., заявляющее о его собств. отношении к теме. По мысли Д. Благого, «для Пушкина его демон — объективно противостоящий образ, лермонтовский демон почти прямо отождествляется с субъективным сознанием самого поэта» [Благой (1), с. 365—66].

Более близким к стих. Лермонтова был первонач. замысел пушкинского стих. (черновой набросок «Мое беспечное незнанье»), но Пушкин в окончат. ред. снял мотив внутр. связи с «лукавым демоном», а Лермонтов его усилил во второй ред. стих. «Мой демон» (1830—31).

Стих. Лермонтова в известной мере созвучно демоническим мотивам поэзии А. И. Полежаева (стих. «Вечерняя заря», «Песнь пленного ирокезца», «А. П. Лозовскому», опубл. в 1829 в «Галатее»).

Т. П. Голованова. Лермонтовская энциклопедия.
 
Врубель М. А. Демон сидящий. 1890
Холст, Масло. 114 × 211 см
Третьяковская галерея, Москва

Тема Демона имеет исключительное значение для Врубеля.
Первый вариант «Демона» (1885—86) не сохранился.
В 1887—88 Врубель создает первые варианты скульптурного Демона. В его представлении, это — «...дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый» (Врубель М. А., Переписка..., Л. — М., 1963, с. 140).
В 1890 появляется картина «Демон сидящий», впервые представленная в 1903 на выставке «Мира искусства». Известен и эскиз к этой картине (акв., белила, карандаш).
Но это еще не тот «монументальный» Демон, какого Врубель мечтает написать, а, по его словам, лишь «демоническое» (там же, с. 78).
«Сидящий Демон», по справедливому наблюдению С. Дурылина, связан с первыми появлениями этого образа у Лермонтова — его юношеским стихотворением «Мой демон» (1829; «...средь ве́тров онемевших, / Сидит уныл и мрачен он»)
и одной из ранних ред. поэмы «Демон» (1833—34): «Как часто на вершине льдистой / Один меж небом и землей / Под кровом радуги огнистой / Сидел он мрачный и немой».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика