Когда волнуется желтеющая нива... Лермонтов М. Ю.
ЛИТЕРАТУРА
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
 
 
 
 
 
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)
Когда волнуется желтеющая нива...[1]
 
1

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;

2

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

3

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу[2]
Про мирный край, откуда мчится он:

4

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога!....
февраль 1837.

Источник: М. Ю. Лермонтов. ПСС, том 1. – М.: Худож. лит., 1957. – С. 14.
 

1. "Когда волнуется желтеющая нива..." – впервые опубликовано: «Стихотворения М. Лермонтова» (СПб., 1840, стр. 161—162).
Датируется февралем 1837 года на основе датировки в «Стихотворениях» 1840 года и воспоминаний А. П. Шан-Гирея
По словам А. П. Шан-Гирея, написано Лермонтовым во время нахождения под арестом с 18 по 25 февраля 1837 года в здании Главного штаба за стихотворение «Смерть поэта»: поэт "велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько пьес...". (вернуться)

2. Сага – поэтическое сказание, легенда. (вернуться)
_____________________________

«Когда волнуется желтеющая нива...» – позднее стихотворение Лермонтова (1837), в котором запечатлены редкие мгновения гармоничного слияния поэта с природой, с миром и связанное с ним состояние внутренней просветленности. Однако такое состояние лишь подчеркивает обычную душевную тревогу поэта, порождаемую неустроенностью мира, неустранимостью трагического разлада с ним, постоянством мучительных сомнений в возможности «счастья на земле», в существовании бога. От этого стихотворения тянутся нити к шедеврам зрелой лирики («Выхожу один я на дорогу...» и др.).

Своеобразная, отмеченная печатью «лермонтовского элемента» ритмико-интонационная и композиционная структура стихотворения представляет собой сложный синтаксический период, к форме которого (когда... тогда...) Лермонтов неоднократно прибегал: ср. «Арфа», «Вечер», «Сосед» («Кто б ни был ты»), «Когда надежде недоступный» и особенно стихотворение «К кн. Л. Г-ой»; последнее композиционно наиболее сходно со стихотворением «Когда волнуется...».

Образы стихотворения не составляют целостной и какой-то определенной картины природы, что нередко воспринималось как смешение разных сюжетов и «сезонов»: «желтеющая нива» и «малиновая слива» — начало осени; ландыш — весна (Гл. Успенский). Однако «принцип этих эмпирически противоречивых совмещений» имеет глубокий художественный смысл. Разрозненные и как бы вырванные из естественной реальности существования, природные образы стихотворения «объединены не на основании их естественной смежности, которой здесь нет, а ... глубоко пережитой мыслью о просветляющем действии „природы-утешительницы“» [Максимов]. В этом сказывается тяготение Лермонтова к образному и вместе с тем ассоциативно-логическому обобщению, характерному для его лирики. С одной стороны, любое проявление гармонии в природе намекает поэту на возможность гармонии в собственной душе и мироздании («когда волнуется желтеющая нива», «когда... мне ландыш серебристый приветливо кивает головой», «когда студеный ключ... лепечет мне таинственную сагу»), с другой — эти разные и обычные в природе явления, объединенные рамкой синтаксической конструкции (анафорич. союзами, к-рые Л. использует по принципу усиления, нарастания к.-л. эмоции), образуют новую, эстетическую целостность и в контексте стихотворения приобретают символическое значение, свидетельствующее об абсолютной внутренней гармонии и полноте бытия. Само построение стихотворения подчеркивает особую для поэта ценность, благодатность слияния с природой и целым миром и вместе с тем — его редкость и временность: «Тогда смиряется души моей тревога, / Тогда расходятся морщины на челе, — / И счастье я могу постигнуть на земле, / И в небесах я вижу бога...».

В дореволюционном лермонтоведении это стихотворение нередко истолковывалось как свидетельство религиозного смирения или примирения поэта с действительностью. Некоторые исследователи называют его пантеистическим. Стихотворение «Когда волнуется...» — яркий пример, раскрывающий творческую лабораторию Лермонтова-поэта [Удодов].

Стихотворение положили на музыку многие композиторы, в т. ч. С. М. Ляпунов, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи.

Лучшие иллюстрации к стихотворению принадлежат А. М. Васнецову и Н. Г. Никифорову.

Б. Т. Удодов. Лермонтовская энциклопедия.
 
 
А. М. Васнецов. Волнующаяся нива. 1892.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика