Шестое чувство («Прекрасно в нас влюбленное вино...»). Гумилев Н. С.
Литература
 
 Главная
 
Н. С. Гумилев.
Фото, 1915 г.
 
 
 
 
 
Гумилев Николай Степанович
(1886 – 1921)
 
ШЕСТОЕ ЧУВСТВО[1]
 
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем,
И ничего не зная о любви,
Всё ж мучится таинственным желаньем.

Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья.

Так век за веком — скоро ли, Господь?
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.

1920

Источник: Гумилев Н. С. Полное собрание сочинений. В 10 т. Т.4 : Стихотворения. Поэмы. (1918–1921). – М.: Воскресенье, 2001. с. 97.
 

1. «Шестое чувство» – из сборника «Огненный столп».
Опубл.: «Огненный столп», 1921.
Дат.: лето 1920 – по датировке В.К. Лукницкой (Жизнь поэта. С. 240). (вернуться)

О стихотворении «Шестое чувство»

«...Мало у кого можно найти такой мощный по концентрации мысли и стихотворной плоти шедевр, nринадлежащий не только русской, но и мировой nоэзии, как "шестое чувство" Гумилева»,- nисал в одной из nервых «Перестроечных» публикаций о Гумилеве Е.А. Евтушенко (Евтушенко Е.А. Возвращение nоэзии Гумилева // Лит. газета. 1986. 14 мая. № 20. (5086).

Трактовка стихотворения в современной критике nриобрела отчетливо выраженное «евгеническое» наnравление, nричем разные авторы указывают на разные источники предложенной Гумилевым версии развитии человеческого существа.

А. Эткинд видит в нем антитезу модернистским эстетическим утопиям: «Новый человек определяется новой психологией, она будет означать новые анатомию и физиологию; из новой психологии родятся и новые социологии... Все в человеке изменится, когда настанет, наконец, апокалиптическая и желанная эnоха модерна. И nроизойдет это – поправим Гумилева – под скальпелем искусства: у nрироды нет скальпеля, она здесь на операционном столе» (Эткинд А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М. 1996. С. 220).– С.Л. Слободнюк видит полемику с ницшеанской антропологией: «В "Шестом чувстве" поэт выступает как противник недавнего соперника <... >Вот что говорит о человеке Ницше: "У каждого типа есть свои граница: за ее пределами нет развития <...>Человек как вид не прогрессирует". Но надо сказать, что дело даже не в том, что философ устанавливает некий предел в развитии, а Гумилев нет. При желании человека, обретшего "шестое чувство", можно было бы в чем-то уподобить сверхчеловеку. Ключевым моментом расхождения здесь имеется способ достижения высшей фазы развития человеческого вида. Как известно, у Ницше это "воля к власти", исходящая от личности. У Гумилева же в качестве движущих сил определены внешние факторы: природа и искусство» (Слободнюк С. 139).

Идея «Шестого чувства», возникающего в результате воздействия на человека гармонической красоты природы или искусства, объективирующего эту гармонию в совершенных произведениях, присуща и христианской сотериологии; в частности, эта идея находит свое выражение в учении Блаженного Августина о т.н. «ПредварительноЙ» или «ПризывающеЙ» благодати, т.е. о воздействии Бога на человека, посредством внецерковных позитивных (преимущественно эстетических) переживаний: «А что же такое этот Бог? Я спросил землю, и она сказала: "Это не я"; и все, живущее на ней, исповедало то же. Я спросил море, бездны и пресмыкающихся, живущих там, и они ответили: "Мы не Бог твой: ищи над нами". Я спросил у веющих ветров, и все воздушное пространство с обитателями своими заговорило: "Ошибается Анаксимен: я не Бог". Я спросил небо, солнце, луну и звезды: "Мы не Бог, которого ты ищешь" – говорили они. И я сказал всему, что обступает двери плоти моей: "Скажите мне о Боге моем – вы ведь не Бог, – скажите мне что-нибудь о Нем". И они вскричали громким голосом: "Творец наш, вот Кто Он". Мое созерцание было моим вопросом: их ответом – их красота» (цит. по: Диакон Андрей Кураев. Христианская философия и пантеизм. М., 1997. С. 119).

О сборнике «Огненный столп»

«Огненный столп» посвящен «Анне Николаевне Гумилевой»

Состав сборника «Огненный столп»:

Память
Лес
Слово
Душа и тело
Канцона первая («И совсем не в мире мы, а где-то...»)
Канцона вторая («Закричал громогласно...»)
Подражание персидскому
Персидская миниатюра
Шестое чувство
Слоненок
Заблудившийся трамвай
Ольга
У цыган
Пьяный дервиш
Леопард
Молитва мастеров
Перстень
Дева-птица
Мои читатели
Звездный ужас

Н.А.Богомолов выделял несколько смысловых уровней, связанных с символикой образа «огненного столnа»: «Название, восходящее к Библии, может быть воспринято многозначно, т. к. в различных книгах "огненный столп" фигурирует в различных контекстах. См.: «И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа, и расположились станом в Ефаме, в конце nустыни. Госnодь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днём, и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа» (Исх. 13, 20-21), и в связи с данной цитатой еще одну: «Когда же Моисей входил в скинию, тогда опускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем» (Исх. 33, 9); в другом контексте: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные» (Откр. 10, 1).

Однако не исключены еще два nодтекста названия. Первый: «Горе этому большому городу! – И я хотел бы уже видеть огненный столп, в котором он сгорает! Ибо эти огненные столпы должны предшествовать великому nолудню. Но это имеет свое время и свою собственную судьбу» (Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1906. С. 248).

Второй возможный подтекст указал С.К.Маковский, возводивший название книги к строкам из стихотворения Гумилева «Много есть людей, что, полюбив...»: «И отныне я горю в огне, Вставшем до небес из nреисподней» (Николай Гумилев в восnоминаниях современников. С. 52).

«Своеобразие смысла и облика» произведений, собранных в сборнике «Огненный столп», во многом обусловлено тем, что здесь, впервые за многие годы, прошедшие с момента разрыва с символизмом, в художественный мир Гумилева вновь активно вторгается мистическая символика, ставшая главным поэтико-образующим началом книги: «"Огненный столп" – nервая книга Гумилева, в которой nережитый тематически мистицизм и экзотизм достигают глубокого и напряженного nроникновения чистым лирико-философским путем в тайну жизни и человеческой души» (Никитина Е. Поэты и наnравления. Свисток. Сб.3. Л., 1924. С. 134).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика