Беспутный. Фразеологизмы. Максимов С. Крылатые слова
К уроку русского языка Фразеологизмы       К уроку русского языка Фразеологизмы


Максимов С. Крылатые слова

Беспутный

"Не быть в нем пути",– говорят про такого человека, который явно не встал на прямую дорогу, обычно ведущую к цели, а выбрал или "попал на неправый, кривой или ложный путь житейский", как выразился Даль и подкрепил общеизвестными живыми изречениями: "Идешь по беспутью к погибели своей", "на беспутной работе и спасиба нет".

К нашим удельным князьям приходили с воли свободные люди, бояре-дружинники, и нанимались к ним на службу двояким способом: навсегда – служить до смерти, или на время, "сколь поживется".

Первые получали "кормленье" – право собирать известную часть доходов не только с городов, но и с целых волостей. Вторые – мелкие бояре – получали разные должности при дворе, где и служили в разных чинах, пользуясь за службу содержанием или жалованием (то есть что пожалует князь) с каких-либо доходных своих статей, смотрели – что теперь называется – из "чужих рук", а не брали, как первые, своею "властною рукою".

А так как современное слово "доход" в старину называлось "путем" {Так и писали: "отдали землю на льготу, да в том ему и путь". (Примеч. С. В. Максимова.)}, то и княжеские наемники этого рода получили прозвище "путных", или "путников". Иные прямо оправдывали свое звание тем, что разъезжали по поручениям князя, обычно провожали и охраняли в дорогах во время переездов княжеские семьи, но вообще они были на каком-нибудь "пути". Одни собирали на бойких проездных дорогах "мыт" и пользовались доходом от сбора пошлин за товары, провозимые по земле князя. Другие держали путь по владениям князя для сбора ко двору съестных припасов с сел и деревень {Даже у вольного Новгорода из глубокой старины приписывались волости "на путь тысяцкого". (Примеч. С. В. Максимова.)} (это "стольничий путь").

"Окольничий", при походах и разъездах царских, посылался вперед и приготовлял станы, или места царских остановок. У царя Алексея указан был "сокольничий путь", то есть состоял при дворе чиновник, ведавший охоту, и имелись под его рукой рассыльные, собиравшие по дальним волостям соколов, кречетов и иную ловчую птицу. Лица, занимавшие подобные должности, так и назывались: "боярин с путем, сокольник с путем" и т. п. До строгих времен собирателей земли – московских царей – у "путных бояр" оставалась в силе и праве "вольная воля". Высмотрев более богатого и тароватого князя, охочего в посулах, уходили к нему. Здесь такие "послуживцы" получали поместья; так, между прочим, народились из них помещики на свободных землях вольного Новгорода, когда их стал раздавать Иван Третий. Вообще этот класс людей был подвижным (они даже не обязаны были сидеть в городе).

Впоследствии многие из них домотались со своим вольным правом, переходя с места на место, до того, что сошли на очень низкую и незавидную степень. На Литве, например, они заняли у панов должности управляющих имениями, стали приказчиками, войтами и даже прямо слугами.

Оставшимся при старинном праве и звании "путных" довелось очутиться без прежних почетных путей, а при неудачах в жизни без промыслов было удобно и легко стать совсем "беспутными" в современном обидном смысле. Неимение определенных занятий все-таки главным образом зависит от того, что у таких людей и в личном характере "не было проку".

Максимов С. В. Крылатые слова, СПб, 1899.
Главы из книги даны по источнику: Максимов С. В. Избранное / Подготовка текста, сост., примеч. С. И. Плеханова. – М.: Сов. Россия, 1981.

Фразеологизмы-антонимы
Фразеологизмы
Портреты и биографии писателей
Яндекс.Метрика