Первой поэтической публикацией Б. А. Ахмадулиной было стихотворение «Родина» («На грядках зеленого огородника...»), напечатанное в «Комсомольской
правде» 5 мая 1955 г. при участии Е. Винокурова, руководителя литературного объединения при автозаводе им. Лихачева.
В том же 1955 г. Б. А. Ахмадулина поступила в Литературный институт им. М. Горького, где посещала творческие семинары А. Коваленкова (сентябрь 1955 − октябрь 1956;
октябрь 1957 − декабрь 1959) и М. Светлова (октябрь 1956 − октябрь 1957). В эти годы она печаталась в периодических изданиях, выступала на поэтических
вечерах, участвовала в спорах и дискуссиях, возникавших в стенах учебных заведений и в студенческих общежитиях. Имя Беллы Ахмадулиной становилось
известным за пределами Литературного института, и звучали первые, не всегда справедливые, слова критики в ее адрес.
28 апреля 1957 г. в «Комсомольской правде» появилась статья Л. Парфенова «Чайльд Гарольды с Тверского бульвара», в которой автор обвинил Б. Ахмадулину
в узости интересов, чрезмерной интимности переживаний. Самое большее возмущение критика вызвало заявление начинающего поэта о своей «аполитичности».
Итогом самых ранних шагов в поэтической жизни стала первая книга стихов «Струна» (1962). До ее появления критика упоминала имя Ахмадулиной в различных
поэтических обзорах, уделяя ей несколько абзацев. С выходом сборника «Струна» появились литературно-критические статьи и рецензии, адресованные конкретно ей.
Одними из первых отозвался М. Светлов. Он сравнил книгу «Струна» с соловьем и охарактеризовал как «очень теплую».
Сборник был оценен критикой в большей степени положительно. Но советскую критику настораживала уже обсуждавшаяся «аполитичность» молодого поэта, отсутствие
открытых гражданственных мотивов и сосредоточенность художественного внимания на узком круге проблем; русское зарубежное литературоведение, напротив,
рассматривало указанные черты как признак таланта и творческой независимости: «Дорога Ахмадулиной − это дорога незагрязненного искусства».
В 1968 г. во франкфуртском издательстве «Посев» вышла вторая поэтическая книга «Озноб», включавшая стихотворения, переводы и прозу Б.А. Ахмадулиной,
собранные издателями самостоятельно по газетным и журнальным публикациям. И «Посев», и издаваемый им журнал «Грани» расценивались в то время официальной идеологией
как антисоветские, поэтому на родине поэту было предложено через «Литературную газету» отмежеваться от опубликованного за границей сборника. Б. А. Ахмадулина
ответила отказом: «От чего отрекаться? От собственных слов?». В результате выход следующей книги «Уроки музыки» (1969) предваряла тщательная цензурная проверка.
Б. А. Ахмадулина не случайно стала одним из голосов поколения «шестидесятников». Ее лирика была рождена эпохой «оттепели», проникнута «шестидесятническим»
духом вольности. Однако обновление художественного мира Ахмадулиной шло несколько иным путем, чем у ее «ультрамодных» современников.
Творчество Е.А. Евтушенко, А.А Вознесенского и Б.А. Ахмадулиной реализует различные варианты развития художественных систем внутри «громкого» направления
русской лирики. Е.А. Евтушенко представляет ее гражданско-демократическую ветвь, А.А Вознесенский − авангардистскую, Б. Ахмадулина − неоакмеистическую.
Существенным объединяющим фактором для этих трех авторов является романтическая природа «эстрадной» эстетики. Лирике Ахмадулиной не свойственны
трибунность и публицистичность поэзии «громких», но ей близко их ощущение новизны и свободы, что отразилось на различных уровнях авторской художественной
системы: идейно−тематическом, языковом, ритмическом.
Искусство Беллы Ахмадулиной, по определению И. Бродского, «в значительной степени интровертно и центростремительно». Мысль автора направлена к внутренней,
лирической сосредоточенности, созерцательному восприятию мира, раскрытию жизни души, взятой не столько в ее взаимоотношениях с социальной действительностью,
сколько с жизнью природы и культурным наследием прошлого.
Элементы, роднящие лирику Б.А. Ахмадулиной с «эстрадной поэзией» и указывающие на их единые корни, в наибольшей степени представлены в первых книгах
стихов «Струна» (1962) и «Уроки музыки» (1969). В сборнике 1962 г. отразилось первоначальное тяготение поэта к сюжетности и внешней событийности
(«Из целинной тетради», «Барс», «Садовник», «Абхазские похороны» и др.).
Уже ранние произведения свидетельствовали, что поэтический мир Б.А. Ахмадулиной имеет четкие границы и характеризуется ясно выраженной избирательностью,
что проявлялось в малом количестве тем, разрабатываемых автором, и верности однажды найденной творческой манере. Поэт обращается к темам любви, дружбы,
творчества, отдавая предпочтение последней.
Размышления Б. А. Ахмадулиной о природе поэтического дара, месте художника в мире близки воззрениям А. А. Вознесенского: для обоих авторов актуальны мотивы
избранничества, противопоставленности поэта обществу, величия творческого духа. Великие предшественники становились героями произведений «эстрадников».
Но взаимоотношения авторов с ними были различными. Если Вознесенский и Евтушенко общались с великими на равных, то Ахмадулина, напротив, возводила их
в ранг божества: она создала в своем творчестве культ А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой.
Характерная особенность поэзии Б. А. Ахмадулиной − отсутствие общественной проблематики. Однако в сборниках «Струна» и «Уроки музыки» все же есть
несколько произведений, посвященных социально-историческим темам: циклы «Из целинной тетради», «Из сибирской тетради», поэма «Моя родословная» и некоторые другие.
В поэме «Моя родословная слышен мощный гул истории и передано ощущение стремительного бега времени. Горячее желание еще не родившейся души во что бы то
ни стало появиться на свет выразилось в лирической напористости повествования. Лексическая, синтаксическая и метрическая структуры меняются в каждом
эпизоде поэмы.
Но Ахмадулина больше не повторила опыта «Моей родословной». Она стала все чаще отгораживаться от внешнего мира, чтобы остаться наедине с собой.
Сосредоточенность на собственном лирическом «Я» становится одной из основных примет авторского стиля.
В 50−60-е гг. резко возросла роль устно звучащей речи в силу адресованности поэтического слова массам, поэтому язык поэзии этих лет характеризует
ориентация на разговорную стихию русского языка. Таким образом лирика молодых поэтов тех лет чутко отображала многообразие современной речи, вобравшей
в себя говор пришедшей в город деревни, студенческий жаргон и расхожую газетную лексику. Б. А. Ахмадулина заявила об ином направлении развития своего
поэтического языка:
Влечет меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
и современнее и резче.
(«Влечет меня старинный слог...»)
Читателей удивляла необычная возвышенность и приподнятость ахмадулинского стиля. Ее стихи были насыщены архаизмами и поэтизмами, что усложняло язык
произведений. Однако эта же особенность придавала лирике Ахмадулиной волнующую красоту и лингвистическую свежесть. Возможно, усложнение поэтической
речи и обращение к архаике были продиктованы стремлением к свободе и протестом против всяческих канонов и стали проявлением «шестидесятнического» бунтарства.
Ахмадулинский протест заключался в нежелании писать в стиле трибунных поэтов, чей сверхсовременный язык часто граничил с жаргоном.
Творчество Б.А. Ахмадулиной оказалось созвучным наступившему в конце 60-х−70-е гг. периоду «тишины» в русской поэзии. Этот этап отличается тем, что
господствующее положение в нем заняла так называемая «тихая» лирика и связанные с ней идейно-художественные тенденции, нашедшие свое воплощение в «стиле "ретро"»,
основой для которого послужило возвращение настоящего к традициям прошлого.
Сами «шестидесятники» первыми заговорили о кризисном состоянии «громкой» лирики. В дальнейшем у бывших «громких» поэтов сложилось различное отношение к
эстрадному опыту: одни от него уходили (А. А. Вознесенский), другие − отвергали его почти полностью как пройденный этап творческой эволюции (Б. А. Ахмадулина,
Ю. П. Мориц), для третьих эстрада, сцена становилась единственной формой самовыражения (Б. Ш. Окуджава, В. В. Высоцкий, Н. Н. Матвеева).
В 70-е гг. страна вошла в полосу духовного кризиса: ощущалась несостоятельность прежних представлений о действительности, дискредитировали себя старые
символы веры, назревала острая потребность в радикальном изменении существующего порядка вещей. На смену «шестидесятникам» пришло новое поколение
«семидесятники» («пропущенное поколение», «поколение дворников», «поколение истопников»), которых сплотило категорическое неприятие либерального
идеализма предшественников. В их сознании разрушилось представление об истории как процессе, в котором можно позитивно или негативно участвовать.
Они выбирают неучастие и уходят в себя, в природу, культуру.
Значительным явлением в поэзии 70-х гг. стала художественная тенденция, получившая название «тихая лирика». Она возникла во второй половине
1960-х гг. как противовес «громкой» поэзии.
На 1970-е гг. приходится расцвет неоакмеистического направления. Отдельные аспекты эстетики акмеизма получили разработку в творчестве поэтов разных поколений:
Д. Самойлова, С. Липкина, Ю. Левитанского (фронтовое поколение); Б. Ахмадулиной, А. Кушнера, О. Чухонцева («шестидесятники»); В. Кривулина, С. Стратановского,
О. Седаковой («задержанное поколение» 1970−1980-х гг.). Для этих поэтов характерны ориентация стиха на цитатный диалог с классическими текстами,
стремление обновлять традиции, не разрывая с ними связи, внимание к драматическим отношениям между мировой культурой, русской историей и личной памятью автора.
В центре неоакмеистской эстетики находится художественный образ культуры, выражающий найденный автором тип отношения между прошлым и настоящим,
личным опытом поэта и историческими обстоятельствами. И
Для поэтов неоакмеистов−«шестидесятников» (в особенности для Б. Ахмадулиной, А. Кушнера, О. Чухонцева) актуальным является элегическое мироощущение.
Так, у Беллы Ахатовны культурная память преображает настоящее, пересоздает его по воле поэта.
Для Б.А. Ахмадулиной период 1970-х-середины 1980-х гг. был достаточно плодотворным. За это время вышло пять ее поэтических сборников: «Стихи» (1975),
«Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Сны о Грузии» (1977), «Тайна» (1983). Появление большинства из них вызвало многочисленные критические отклики.
Вокруг книги «Стихи» (1975) развернулась целая полемика. Большинство критиков сходилось во мнении о несомненной талантливости Б.А. Ахмадулиной, о том,
что ее художественная манера уже сложилась и является легко узнаваемой. Однако почти всех настораживала устойчивая авторская избирательность при определении
круга поэтических тем. Раздавались упреки в бессодержательности лирических произведений, пристрастии к формализму.
Новым «словом» Б.А. Ахмадулиной стала книга «Тайна» (1983). Ее выходу предшествовал ряд драматических событий в жизни поэта.
После выпуска неподцензурного альманаха «МетрОполь» (1978), в котором вместе с В. Аксеновым, А. Битовым, Викт. Ерофеевым, Ф. Искандером, Евг. Поповым,
В. Высоцким, Ф. Горенштейном, С. Липкиным, И. Лиснянской, А. Вознесенским и др. приняла участие и Б. А. Ахмадулина, авторы издания подверглись преследованиям
со стороны Союза писателей. Опубликованные в «Нью-Йорк тайме» заявления в защиту академика А. Д. Сахарова (1980) и писателя Л. Копелева (1980) усугубили
негласно опальное положение Б. А. Ахмадулиной.
Далее один за другим последовали отъезды друзей: вынуждены были эмигрировать В. Аксенов (1980), В. Войнович (1980), Г. Владимов (1983). Самое большое
потрясение в 1980 г. принесли смерти В.В. Высоцкого и Н. Я. Мандельштам. Эти события стали факторами, вызвавшими изменения в мировосприятии Б. А. Ахмадулиной
и ее поэтике. Вл. Новиков в своей рецензии говорил о полной перестройке авторского образа.
В зарубежном литературоведении с рецензиями на книгу «Тайна» выступили Ю. Кублановский, В. Бетаки, Р. Стоун. Знаменательными событиями в литературной
биографии Б.А. Ахмадулиной являются также выход в Нью-Йорке (1969) и Лондоне (1970) ее книги «Fever and Other New Poems» с предисловием E. Евтушенко
и выпуск библиографического издания «10 Bibliographies of 20th Century Russian Literature)) (1977), куда был помещен библиографический обзор творчества поэта,
составленный Ч. Райдел.
В конце 1980 − начале 1990-х гг. наблюдалось резкое оживление литературной жизни в стране, возникшее в результате демократических преобразований. Начался
масштабный процесс возвращения литературы, находившейся под цензурным запретом. После путча 1991 г. в литературных дискуссиях на первый план вышли сугубо
литературные проблемы. В качестве составных частей в современную литературу была включена авангардистская и постмодернистская эстетика.
В этот период была издана книга стихов Б.А. Ахмадулиной «Сад» (1987). Ее появление встретило поверхностные отклики отечественной критики. Отзывы о
ней были немногочисленны. Следует отметить, что циклы стихов, вошедшие в эту книгу, обусловили новизну ее содержания, показав читателю совершенно «новую»,
«неожиданную» Ахмадулину.
После выхода книги «Сад» наиболее значительным изданием стихов стало появление «Избранного» (1988), которое сама поэт назвала «послесловием к своей жизни»,
а также трехтомного собрания сочинений (1997).
80-90-е гг. − время творческой активности и время подведения итогов. Очевидным становится тот факт, что Ахмадулина − состоявшийся художник, занявший
видное место в литературном процессе второй половины XX века. Не случайно в период 80−90-х г. ей были присуждены различные премии и награды:
Государственная премия СССР (1989), премия «Триумф» (1993), Пушкинская премия (1994), орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1997).
Величина ее дарования позволяет говорить о влиянии творчества Б.А. Ахмадулиной на других художников. В стихах молодых поэтов,
выступивших на литературную сцену в конце 80-х гг. (Г. Калашникова, С. Васильева, Г. Вихрова, И. Тюленева, А. Новикова), звучат темы, которые
интересовали Б. А. Ахмадулину в начале 80-х гг.: в их произведениях мотивы богооставленности, предчувствия гибели России чередуются с ощущением того,
что и сам лирический герой, и весь народ находится под покровительством небес.
|