Своеобразие русской литературы первой половины XIX века. Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Портрет В.А. Жуковского
работы П. Ф. Соколова. Конец 1820-х гг.
 
Портрет А. С. Грибоедова
работы В. Н. Гундарева
(с акварели худ. Горюнова, 1828 г.).
Литературный музей Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН)
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
Портрет Н. В. Гоголя
работы Ф. А. Моллера, 1849.
Музей-заповедник Абрамцево
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА


1 ЧАС

9 класс[1]



УРОК 29
Своеобразие русской литературы
первой половины XIX века

Задачи:
познакомить учащихся с основными особенностями развития русской литературы в первой половине XIX века; подготовить их к изучению наиболее значительных литературных произведений этого периода в контексте творчества писателя, историческом и историко-культурном контексте.
Основные виды деятельности: работа с учебником; конспектирование; устные сообщения учащихся; чтение поэтических фрагментов; работа с таблицей.
Термины: направление, классицизм, романтизм, реализм.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока
,
посвящённого обзору русской литературы первой половины XIX века.

Последующие монографические темы «В. А. Жуковский», «А. С. Грибоедов», «А. С. Пушкин», «М. Ю. Лермонтов», «Н. В. Гоголь» непосредственно связаны с изучением этого периода отечественной литературы, ставшего началом её подлинного расцвета, утверждения национальной самобытности и мирового признания.

II. Отчёты о выполнении
индивидуальных и групповых заданий
,
связанных с характеристикой национальных (французской, немецкой, английской, американской) литератур.

На уроке подводятся итоги работы учащихся по предыдущей теме.

Более подробно с содержанием работы групп девятиклассники могут познакомиться в кабинете литературы. Здесь (или в школьной библиотеке) следует организовать базу подготовленных учащимися рефератов, презентаций (в том числе в электронном виде), а также творческих заданий, проектов, отзывов, рецензий, стилизаций, пародий, сценариев и т. п. Лучшие из них традиционно размещаются в школьных журналах, альманахах, используются при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

Важно, чтобы сообщения учащихся содержали не общие суждения, а конкретные примеры, чтение фрагментов, оценки самостоятельно прочитанных произведений или их художественных интерпретаций, в том числе современных театральных и кинематографических версий, например знакомых школьникам фильмов «Роб Рой» (1995) М. Кейтона-Джонса по роману В. Скотта, «Убийство на улице Морг» (1986) Ж. Шварца по новелле Э. А. По, «Королева Марго» (1994) П. Шеро по роману А. Дюма, мюзикла «Нотр Дам де Пари» (1998) Р. Коччанте по роману В. Гюго и др.

III. Лекция учителя
об особенностях русской литературы
первой половины XIX века

с записью отдельных тезисов в рабочие тетради (или обучение конспектированию на материале соответствующего раздела учебника):

1. Основные исторические факты:

1799—1815 — Наполеоновские войны.
1801 — Убийство Павла I.
1801—1825 — Правление Александра I.
1812 — Бородинское сражение.
1815 — Поражение Наполеона в битве при Ватерлоо. Образование Священного союза.
1817—1864 — Кавказская война.
1825 — Выступление декабристов на Сенатской площади.
1825—1855 — Правление Николая I.
1830 — Июльская революция во Франции.
1848 — Революционные события в Европе.

2. Основные события литературной жизни, публикации самых известных литературных произведений, представляющих эту эпоху:

1802 — «Гений христианства» Ф. Р. Шатобриана, «Сельское кладбище» В. А. Жуковского.
1804—1826 — «История государства Российского» Н. М. Карамзина.
1808 — «Фауст» И. В. Гёте (часть 1).
1808—1812 — «Светлана» В. А. Жуковского.
1812—1815 — «Детские и семейные сказки» братьев Я. и В. Гримм.
1812—1817 — «Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Г. Байрона.
1814 — «Корсар» Дж. Байрона, «Золотой горшок» Э. Т. А. Гофмана.
1815 — «Песни» П. Ж. Беранже, «Басни» И. А. Крылова.
1817 — «Вольность» А. С. Пушкина.
1818 — «Роб Рой» В. Скотта, «Дон Жуан» Дж. Г. Байрона, «Франкенштейн, или Современный Прометей» М. Шелли.
1819 — «Прометей освобождённый» П. Б. Шелли, «Айвенго» В. Скотта, «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Э. Т. А. Гофмана, «Невыразимое» В. А. Жуковского.
1820 — «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина.
1822—1824 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
1823—1831 — «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.
1825 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина.
1826 — «Последний из могикан» Ф. Купера.
1826—1831 — «Путевые картины» Г. Гейне.
1830«Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Станционный смотритель», «Выстрел» А. С. Пушкина.
1831 — «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, «Красное и чёрное» Ф. Стендаля, «Шагреневая кожа» О. де Бальзака, «Стихотворения» Э. А. По, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя (часть 1).
1833 — «Фауст» И. В. Гёте (часть 2).
1834 — «Конёк-Горбунок» П. П. Ершова, «Литературные мечтания» В. Г. Белинского.
1836 — «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Ревизор» Н. В. Гоголя.
1837—1839 — «Оливер Твист» Ч. Диккенса.
1840 — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
1842 — «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (том 1).
1844 — «Три мушкетёра» А. Дюма.
1846 — «Бедные люди» Ф. М. Достоевского.
1847 — «Джейн Эйр» Ш. Бронте.
1847—1852«Записки охотника» И. С. Тургенева.

3. Характерные особенности
литературного процесса в России в первой половине XIX века:


• Вхождение в общеевропейские, а затем и в общемировые процессы, в мировую литературу.

• Сочетание классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма. Постепенное утверждение реализма как доминанты литературного процесса.

• Активизация литературной жизни (журналы, общества, кружки, салоны), развитие литературной критики и науки о литературе (литературоведения), включение произведений русской литературы в программы университетов, лицеев и гимназий.

Профессор Московского университета С. П. Шевырёв в статье «Взгляд на современное направление русской литературы» (1842) писал: «При Ломоносове чтение было напряжённым занятием; при Екатерине стало роскошью образованности, привилегиею избранных; при Карамзине — необходимым признаком просвещения; при Жуковском и Пушкине — потребностью общества». При этом слово «общество» здесь употреблено в значении «общение».

После прослушивания на этом (или на следующем) уроке сообщения ученика о литературных обществах, кружках и салонах первой половины XIX века важно отметить, что известные события 1826 года (казнь пятерых руководителей восстания и ссылка группы декабристов) повлияли на литературную жизнь, однако не остановили стремления русской художественной интеллигенции к общению, обмену мнениями, полемике.

IV. Чтение и конспектирование
раздела «Русский романтизм»

статьи учебника «Русская литература первой половины XIX века», содержание которого закрепляется в ходе беседы с учащимися:

1. Чем можно объяснить столь быстрое освоение русскими писателями художественных идей западноевропейского романтизма и столь же быстрый переход к реалистическим принципам изображения?

2. Какие черты русского романтизма отмечены в статье учебника? Какие романтические произведения русских поэтов вам уже знакомы? Можно ли на материале этих произведений продемонстрировать отмеченные в учебнике черты романтизма?

На примере ранее изученных произведений учащимся сложно сделать выводы, например, о необязательности центрального положения главного героя (Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова — центральная фигура, а в другой знакомой им поэме таких центральных фигур три: купец Калашников, опричник Кирибеевич и царь Иван Васильевич). Зато они могут сказать о красочных описаниях и о своеобразной конкретизации темы отчуждения в русских романтических поэмах. В частности, в поэме «Мцыри» главный герой, предпринявший побег в родные края, вынужден умереть на чужбине, а в «Песне про… купца Калашникова…» тема отчуждения решена вообще, скорее, в реалистическом плане.

Важно на этом этапе работы подчеркнуть, что каждое из романтических произведений русских поэтов, с которым учащимся ещё предстоит познакомиться, наглядно продемонстрирует национальное своеобразие русского романтизма, оригинальное решение темы отчуждения и мотива одиночества, образа романтического героя и концепции романтического двоемирия.

V. Начало работы
над таблицей «Романтизм и реализм»

с использованием материалов статьи учебника и краткого словаря литературоведческих терминов (выполняется по той же схеме, что и таблица «Классицизм и романтизм»). Эта работа может быть проделана учащимися самостоятельно (например, как задание к следующему уроку).

VI. Домашнее задание:

1) подготовить сообщение о жизни и творчестве В. А. Жуковского (на материале статьи учебника и дополнительных источников);
2) завершить работу над таблицей «Романтизм и реализм».

Индивидуальные задания:
1) выполнить задание 2 учебника после статьи «Русская литература первой половины XIX века»;
2) подготовить презентацию «Литературные общества, кружки и салоны в России первой половины XIX века».

Следующие уроки: Урок 30. Художественный мир поэзии В. А. Жуковского. Стихотворение «Невыразимое» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

 
Мокрицкий А. Н., Михайлов Г. К. и др. Субботнее собрание у В. А. Жуковского. 1834–1836.
Картина работы художников школы А. Г. Венецианова.
Изображены Пушкин, Гоголь, Глинка, Крылов и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика