Рассказ М. Горького «Челкаш»
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. М. Горького
работы Н. А. Павлова. 1938 г.
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
(1868 – 1936)


4 ЧАСА

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 58. М. Горький и его рассказ «Челкаш».

* Урок 59. Художественный мир рассказа «Челкаш».[2]

Урок 60. Образы Челкаша и Гаврилы.

Урок 61. Урок внеклассного чтения по ранним произведениям М. Горького.


УРОК 58
М. Горький и его рассказ «Челкаш»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и особенностями раннего творчества М. Горького; отметить причины необычайной популярности произведений писателя; подготовить к анализу художественного мира и авторской позиции в рассказе «Челкаш».
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; устные рассказы о писателе; чтение фрагментов рассказа; словарная работа; беседа по вопросам учебника; чтение фрагментов из воспоминаний о писателе.
Термины: сюжет, романтизм, реализм, герой, портрет, антитеза.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о задачах урока, посвящённого биографии и творчеству М. Горького, за которым прочно закрепилась репутация «буревестника революции», о личности и произведениях которого много спорили при жизни писателя и после его смерти.

На этом уроке, вводящем учащихся в мир ранних горьковских произведений, могут прозвучать фрагменты из воспоминаний о писателе, в том числе и резкие суждения его страстных оппонентов — представителей русской литературной эмиграции (И. А. Бунина, З. Н. Гиппиус, В. В. Набокова и др.):

«Ко времени первой моей встречи с ним слава его шла уже по всей России. Потом она только продолжала расти. Русская интеллигенция сходила от него с ума, и понятно почему. Мало того, что это была пора уже большого подъёма русской революционности, мало того, что Горький так отвечал этой революционности: в ту пору шла ещё страстная борьба между „народниками“ и недавно появившимися марксистами, а Горький уничтожал мужика и воспевал „Челкашей“, на которых марксисты, в своих революционных надеждах и планах, ставили такую крупную ставку. И вот, каждое новое произведение Горького тотчас делалось всероссийским событием» (И. А. Бунин);

«Сухая рассудочность и страсть к доказательствам, чтобы иметь маломальский успех, требуют определённого интеллектуального размаха, который у Горького напрочь отсутствовал. Чувствуя, что убогость его дара и хаотическое нагромождение идей требуют чего-то взамен, он вечно выискивал сногсшибательные факты, работал на резких контрастах, обнажал столкновения, стремился поразить и потрясти воображение, и поскольку его так называемые могущественные, неотразимые рассказы уводили благосклонного читателя от всякой объективной оценки, Горький произвёл неожиданно сильное впечатление на русских, а затем и на зарубежных читателей» (В. В. Набоков).

II. Устные рассказы учащихся
о жизни и творчестве М. Горького,

подготовленные на основе статьи учебника и дополнительных источников.

Восьмиклассникам можно предложить озаглавить рассказы, используя известные строки из произведений писателя, ставшие крылатыми словами, афоризмами, например:
«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам» («Старуха Изергиль»);
«Буря! Скоро грянет буря!» («Песня о Буревестнике»);
«Рождённый ползать — летать не может!..» («Песня о Соколе»);
«Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!» («На дне»).

На уроке могут прозвучать
фрагменты из этих произведений писателя.


Это делается не только для того, чтобы подготовить учащихся к восприятию и анализу рассказа «Челкаш», но и для последующего рассмотрения этого рассказа в контексте раннего творчества Горького.

На заключительном этапе изучения темы можно предложить восьмиклассникам соотнести известные строки из ранних произведении писателя с идейно-эмоциональным содержанием рассказа «Челкаш».

III. Чтение и анализ вступления и фрагментов
первой главы рассказа М. Горького «Челкаш»,

с использованием вопросов и заданий 1 и 4 учебника.

Дополнительные вопросы и задания:
1. Познакомьтесь с комментариями к рассказу. Как вы думаете, какие детали быта морского порта нуждаются в дополнительных комментариях? Объясните значения слов «фелюга», «мануфактура», «пакгауз», «целковый».

2. Какое место в картине жизни порта отведено людям? В чём смысл прямого сопоставления людей и машин?

3. Как вы объясните следующие необычные словосочетания, характеризующие картину порта: «поэма жестокой иронии», «дикая музыка труда»?

4. Можно ли по вступлению предугадать дальнейший ход событий в рассказе? Какова художественная функция этого вступления?

5. Докажите, используя уже имеющуюся у вас информацию о раннем творчестве писателя, что в строках о «какой-то грандиозной катастрофе», после которой «будет дышаться свободно и легко», нашла отражение позиция Горького-романтика.

При выполнении этого задания важно вспомнить отмеченные при изучении поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» черты романтизма и соотнести их с рассказом М. Горького и его главным героем:

— исключительный герой;
— исключительные обстоятельства;
— романтическое двоемирие (противопоставление реального мира и мира мечты);
— романтический идеал абсолютной свободы и права вершить свою судьбу;
— символика испытаний (искушений) героя;
— тема судьбы, предопределённости трагического исхода;
— обилие поэтических фигур, тропов.

Разумеется, на вступительном уроке можно провести только первые наблюдения, сделать записи в тетрадях, готовящие к сопоставительной характеристике Челкаша и Гаврилы (например, в форме таблицы, в которой отмечаются наиболее яркие портретные описания и характеристики героев).

Эти записи помогут восьмиклассникам на следующих уроках делать выводы не только об объёме характеристики каждого из персонажей и антитезе как ключевом приёме, но и об изменениях в портретных характеристиках Челкаша и Гаврилы, а также о том, как в этих изменениях проявилась авторская позиция.
ТАБЛИЦА
Сравнительная характеристика
персонажей рассказа М. Горького «Челкаш»
Челкаш
Гаврила
Глава 1
Глава 1
«старый травленый волк»
«заядлый пьяница и ловкий, смелый вор»
«бос, в старых, вытертых плисовых штанах»
«смятому, острому, хищному лицу» «горбатым, хищным носом»
«молодой парень в синей пестрядинной рубахе»
«широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами»
«доверчиво и добродушно»


IV. Домашнее задание:

1) прочитать вторую и третью главы рассказа М. Горького «Челкаш»;

2) подобрать иллюстрации, дополняющие характеристику художественного мира рассказа «Челкаш».

Индивидуальные задания:
1) выполнить индивидуальные задания 1—4 (по выбору учащихся);
2) используя дополнительные источники, подготовить презентацию по одной из предложенных тем:
«Горьковские места России», «Маршруты горьковских путешествий по России», «Горький в Европе» (по выбору учащихся).



УРОК 59*
Художественный мир
рассказа М. Горького «Челкаш»

Задачи:
закрепить навыки устной характеристики художественного мира и выявления способов его организации в литературном произведении; подготовить восьмиклассников к сопоставительной характеристике главных героев рассказа.
Основные виды деятельности: презентация иллюстративного материала; чтение фрагментов рассказа; продолжение работы с таблицей; работа в группах.
Термины: художественный мир, предметный мир, портрет, антитеза, романтизм, реализм.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:


1) презентации на темы
«Горьковские места России»,
«Маршруты горьковских путешествий по России»,
«Горький в Европе», подготовленные на основе дополнительной литературы и источников в Интернете (например, на сайте «Горьковские места»);

2) устные отчёты учащихся о выполнении индивидуальных заданий 1—4.

II. Чтение и анализ
второй и третьей глав
рассказа М. Горького «Челкаш»,

с использованием вопросов и заданий 4, 6—9, 11 учебника.

Задача этого этапа урока — проследить зарождение и основные стадии развития основного конфликта, отметить переломные моменты в сюжете рассказа и подвести учащихся к толкованию смысла финала.

Попутно учитель вновь обращает внимание восьмиклассников на необычное сочетание романтических и реалистических принципов изображения в рассказе «Челкаш»:

1. Можно ли считать конфликт Челкаша и Гаврилы конфликтом исключительной личности и обычного человека?

2. В каких обстоятельствах действуют герои рассказа? В каком смысле можно говорить об исключительности этих обстоятельств?

3. Найдите описание первой беседы Челкаша и Гаврилы. Случайно ли, что здесь в высказываниях героев несколько раз прозвучало слово «свобода»? Как понимает свободу Гаврила? Обратите внимание на реакцию Челкаша («презрительно сплюнул»). Как понимает свободу Челкаш? Что сближает его с романтическим героем? Что отличает?

4. Почему оказался возможным временный союз таких разных людей? Зачем Челкашу был нужен Гаврила? Почему Гаврила согласился на предложение Челкаша? Только ли материальный интерес (желание заработать) сыграл тут особую роль?

5. Как описано во второй главе «дело»? Какую роль при этом играет время (ночь) и место действия (море)? Сопоставьте описания трактира (закрытое пространство) в первой главе и моря (открытое пространство) во второй главе.

6. Какое место в рассказе отведено мечтам двух героев? О чём мечтают Челкаш и Гаврила? Почему во второй главе так подробно описываются воспоминания Челкаша о прошлом, жизни в деревне?

7. Прокомментируйте описания Челкаша и Гаврилы в том фрагменте описания «дела», который связан с его завершением: «И Гаврила полетел на крыльях мечты. А Челкаш молчал. Усы у него обвисли... Всё хищное в его фигуре обмякло...» Только ли воспоминания о прошлом и ощущение полного одиночества повлияли на настроение Челкаша?

Последний вопрос непосредственно связан с темой денег, которая заявлена в рассказе. В истории Челкаша и Гаврилы этой теме отводится особое место. О деньгах заходит разговор уже в первой беседе героев. Все события третьей главы так или иначе связаны с «пёстрыми бумажками», из-за которых доверчивый и добродушный Гаврила мог убить Челкаша.

Учитель возвращает восьмиклассников к таблице
«Челкаш и Гаврила»
, начатой на предыдущем уроке,

и просит отметить те изменения, которые произошли в портретных описаниях и характеристиках главных героев во второй и третьей главах, например:

Челкаш: «острому, хищному лицу», «хищной худобой» → «добродушно улыбался», «хищное в его фигуре обмякло» → «прямой, сухой, хищный», «насмешливо».

Гаврила: «доверчиво и добродушно», «чистые голубые глаза» → «жадными глазами», «злобно крикнув» → «убитого горем», «смиренно», «свободно и глубоко вздохнул».

Можно обратить внимание учащихся на особенно выразительное описание Гаврилы в третьей главе: «сиявшее, искажённое восторгом жадности лицо».

Анализируя финал рассказа, следует обратить
внимание на символику деталей:


— неровная походка Челкаша и твёрдая походка Гаврилы;
— направление движения Гаврилы «в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш»;
— описание моря («выло») и ветра («ревел») как традиционный приём выражения авторского отношения к изображённым событиям.

III. Работа в группах по вариантам, на основе
примерного плана характеристики художественного
мира литературного произведения:


1. Люди.
Как описаны в рассказе «Челкаш» люди (портовые рабочие, посетители трактира)?

2. События.
Какое событие изображено в рассказе? В чём символический смысл «маленькой драмы», разыгравшейся между Челкашом и Гаврилой?

3. Природа (живая и неживая).
Как характеризует Челкаша и Гаврилу их отношение к морю? Какие другие природные образы присутствуют в рассказе? Как вы думаете, с какой целью автор использует многочисленные сравнения главных героев с животными, птицами?

4. Вещи.
Что можно сказать об особенностях предметного мира в рассказе «Челкаш»? Какое место в художественном мире этого произведения занимают деньги?

5. Время.
Какое историческое время изображено в рассказе? Каковы реальные приметы этого времени? В чём символический смысл образа бури, которая, по словам Челкаша, «разыграется к вечеру-то»?

6. Пространство.
Докажите, что выбор времени и места действия в этом произведении связан с традициями романтической литературы. Результаты работы групп могут быть представлены в устной или письменной форме, обобщены в виде сводной таблицы «Художественный мир рассказа М. Горького „Челкаш“» (см., например, аналогичную таблицу на уроках по «Житию Сергия Радонежского»).

IV. Домашнее задание:

1) завершить работу над таблицей, посвящённой сравнительной характеристике Челкаша и Гаврилы;

2) выполнить задания 5 и 10 учебника.



УРОК 60
Образы Челкаша и Гаврилы
в рассказе М. Горького «Челкаш»

Задачи:
закрепить навыки сопоставительной характеристики литературных персонажей; объяснить смысл названия рассказа «Челкаш» и сделать выводы об особенностях выражения авторской позиции в этом произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; сопоставительная характеристика персонажей; работа с иллюстрациями.
Термины: герой, портрет, диалог, речь, заглавный образ.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания,

повторение изученного в 6 классе материала о сопоставительной характеристике литературных персонажей. См. Практикум. Сопоставительная характеристика персонажей.

II. Обсуждение примерного плана
сопоставительной характеристики
Челкаша и Гаврилы

(задание 5 учебника):

1. Происхождение и возраст.
2. Портрет.
3. Действия и поступки героев.
4. Отношение к жизни и людям.
5. Отношение друг к другу.
6. Речь. Высказывания героев, которые особенно ярко их характеризуют.
7. Авторское отношение к героям.

III. Устные сопоставительные характеристики
Челкаша и Гаврилы,

с которыми выступают 2—3 учащихся, и обсуждение этих характеристик.

IV. Обсуждение смысла финала
и названия рассказа «Челкаш»

может стать подведением итогов его изучения.

Примерные задания:

1. Перечитайте финальный эпизод рассказа — прощание Челкаша и Гаврилы. Как вы думаете, почему Челкаш говорил с Гаврилой «насмешливо» и «холодно»?

2. Докажите, что с Гаврилой связаны мысли писателя о прошлом, а с Челкашом — о будущем. Учтите при этом, что в финале рассказе Гаврила идёт «твёрдыми шагами», а Челкаш — «пошатываясь».

3. Почему в заглавие рассказа, в котором изображён конфликт двух персонажей, вынесено имя лишь одного из них — Челкаша? Как это характеризует отношение автора к персонажам?

4. Как вы думаете, что произойдёт с героями рассказа в ближайшем (на следующий день) и отдалённом (через много лет) будущем? В своих предположениях опирайтесь на информацию о героях, содержащуюся в тексте рассказа, а также на факты из отечественной истории начала XX века.

5. Ещё раз перечитайте финальные строки рассказа. Почему здесь дважды называется имя Челкаша, а о Гавриле говорится как о «молодом парне», то есть в обобщённой форме (на его месте мог быть такой же другой крестьянский парень)? Докажите, что только к Челкашу применимо, по мнению автора рассказа, слово «герой».

V. Подведение итогов урока,
выводы об авторской позиции в рассказе М. Горького «Челкаш» и о проблеме героя в раннем творчестве писателя.

VI. Домашнее задание:

1) прочитать рассказы М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»;

2) написать сочинение-эссе на тему «Разве из-за денег можно так истязать себя?» (М. Горький).

Следующие уроки: Урок 61. Урок внеклассного чтения по ранним произведениям М. Горького >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика