Урок 85. Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише»
Урок 86. Человек и природа в рассказе
Урок 87.* Урок внеклассного чтения по рассказам Дж. Лондона[2]
УРОК 87*
Урок внеклассного чтения
по рассказам Дж. Лондона
Задачи: познакомить шестиклассников с другими произведениями писателя; обобщить представления о героях Дж. Лондона, их отношении к жизни.
Основные виды деятельности: комментированное чтение фрагментов рассказа; ответы на вопросы; сопоставление описаний
природы в рассказе; анализ образов героев.
Термины: герой, художественная деталь.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя о героях Дж. Лондона
направлено на подготовку к анализу рассказа «Любовь к
жизни», расширение представлений учащихся о жизненной позиции писателя, его восприятии мира и человека.
II. Беседа о сюжете и героях рассказа «Любовь к жизни».
Вопросы на восприятие могут быть связаны с уточнением
деталей сюжета, обозначением основных проблем, поставленных в рассказе, указанием на время и место действия.
Примерные вопросы:
1. Где и в какое время происходит действие рассказа?
2. Кто главные герои рассказа?
3. Как они оказались на берегу молочно-белой реки?
4. Что испытывает человек, оказавшийся в сложной ситуации крайнего изнурения?
5. Почему рассказ называется «Любовь к жизни»?
III. Чтение экспозиции и завязки рассказа
подготовит учащихся к предстоящей работе с текстом.
Образы героев, природа, художественная деталь, внимание писателя к
слову и состоянию человека, физическому и психологическому, будут в центре анализа.
Важно обратить внимание на походку и детали портретов героев, картины окружающей природы, её безучастности и суровости по отношению
к человеку, устремившемуся на Аляску в поисках золота.
IV. Работа по группам
связана с описанием и сопоставительным анализом образов Билла и второго героя, имя
которого не названо. Беседа поможет учащимся выразить своё видение героев рассказа.
Возможные вопросы и задание
сопоставительного характера на этапе обобщения работы групп:
1. В каком состоянии находился каждый из героев?
2. Что становится для них настоящим смыслом жизни?
3. Какая ситуация приводит героев к расставанию?
4. Как ведёт себя Билл?
5. Проследите по тексту, что происходило в душе другого героя.
6. Почему Билл бросает товарища?
7. Что поддерживает второго в его желании жить?
V. Анализ образа природы в рассказе
(на основе фрагментов
«Солнца не было»,
«Встреча с оленем, куропатками»,
«Ловля пескаря»,
«Встреча с медведем»,
«Волк и человек»).
Примерные вопросы и задания:
1. Что подчёркивается писателем в описаниях природы?
2. Как показано отношение природы к человеку?
3. Как противопоставлены северная природа и мечты героя о юге?
4. Проследите по тексту роль образа солнца в рассказе.
5. Подберите прилагательные и существительные, помогающие создать образ суровой северной природы.
VI. Комментированное чтение фрагментов рассказа
станет подготовкой к выводам об особенностях пути героя как пути от золота, северной жестокой природы к людям,
дому, обществу.
VII. Беседа обобщающего характера
поможет подвести итоги изучения рассказа:
1. С какими трудностями и проблемами сталкивается герой Дж. Лондона?
2. Почему человек в условиях жёстких ограничений всё-таки сумел выжить?
3. С какими чувствами борется второй золотоискатель? Приведите примеры из текста, иллюстрирующие эти чувства (отчаяние, голод, страх, боль, одиночество).
4. Какую роль играет в произведении образ золота? Почему оно не помогает герою?
5. Перечитайте описание мыслей героя о жизни и смерти. Что такое «любовь к жизни»? Как раскрывается в рассказе
мысль о том, что жизнь сильнее смерти?
6. Какие черты отличают героя Дж. Лондона?
7. Что является, по мысли писателя, истинным смыслом человеческого существования?
8. В чём сходство рассказов В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и Дж. Лондона «Любовь к жизни»?
VIII. Домашнее задание:
1) прочитать «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого,
«Я умею прыгать через лужи» А. Маршалла, «Сын Волка» Дж. Лондона (по выбору учащихся);
2) написать отзыв об одном из этих произведений.
Следующие уроки: Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» >>>
|