Рассказы Дж. Лондона
Литература
 
 Главная
 
Джек Лондон.
Фото, 1909 г.
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX и XX ВЕКА
 
ДЖЕК ЛОНДОН
(1876-1916)

3 ЧАСА

Уроки литературы в 6 классе[1]


Урок 85. Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише»

Урок 86. Человек и природа в рассказе

Урок 87.* Урок внеклассного чтения по рассказам Дж. Лондона[2]


УРОК 87*
Урок внеклассного чтения
по рассказам Дж. Лондона

Задачи:
познакомить шестиклассников с другими произведениями писателя; обобщить представления о героях Дж. Лондона, их отношении к жизни.
Основные виды деятельности: комментированное чтение фрагментов рассказа; ответы на вопросы; сопоставление описаний природы в рассказе; анализ образов героев.
Термины: герой, художественная деталь.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя о героях Дж. Лондона

направлено на подготовку к анализу рассказа «Любовь к жизни», расширение представлений учащихся о жизненной позиции писателя, его восприятии мира и человека.

II. Беседа о сюжете и героях рассказа «Любовь к жизни».

Вопросы на восприятие могут быть связаны с уточнением деталей сюжета, обозначением основных проблем, поставленных в рассказе, указанием на время и место действия.

Примерные вопросы:

1. Где и в какое время происходит действие рассказа?

2. Кто главные герои рассказа?

3. Как они оказались на берегу молочно-белой реки?

4. Что испытывает человек, оказавшийся в сложной ситуации крайнего изнурения?

5. Почему рассказ называется «Любовь к жизни»?

III. Чтение экспозиции и завязки рассказа
подготовит учащихся к предстоящей работе с текстом.

Образы героев, природа, художественная деталь, внимание писателя к слову и состоянию человека, физическому и психологическому, будут в центре анализа.

Важно обратить внимание на походку и детали портретов героев, картины окружающей природы, её безучастности и суровости по отношению к человеку, устремившемуся на Аляску в поисках золота.

IV. Работа по группам
связана с описанием и сопоставительным анализом образов Билла и второго героя, имя которого не названо. Беседа поможет учащимся выразить своё видение героев рассказа.

Возможные вопросы и задание
сопоставительного характера на этапе обобщения работы групп:

1. В каком состоянии находился каждый из героев?

2. Что становится для них настоящим смыслом жизни?

3. Какая ситуация приводит героев к расставанию?

4. Как ведёт себя Билл?

5. Проследите по тексту, что происходило в душе другого героя.

6. Почему Билл бросает товарища?

7. Что поддерживает второго в его желании жить?

V. Анализ образа природы в рассказе
(на основе фрагментов
«Солнца не было»
,
«Встреча с оленем, куропатками»,
«Ловля пескаря»,
«Встреча с медведем»,
«Волк и человек»).

Примерные вопросы и задания:

1. Что подчёркивается писателем в описаниях природы?

2. Как показано отношение природы к человеку?

3. Как противопоставлены северная природа и мечты героя о юге?

4. Проследите по тексту роль образа солнца в рассказе.

5. Подберите прилагательные и существительные, помогающие создать образ суровой северной природы.

VI. Комментированное чтение фрагментов рассказа
станет подготовкой к выводам об особенностях пути героя как пути от золота, северной жестокой природы к людям, дому, обществу.

VII. Беседа обобщающего характера
поможет подвести итоги изучения рассказа:

1. С какими трудностями и проблемами сталкивается герой Дж. Лондона?

2. Почему человек в условиях жёстких ограничений всё-таки сумел выжить?

3. С какими чувствами борется второй золотоискатель? Приведите примеры из текста, иллюстрирующие эти чувства (отчаяние, голод, страх, боль, одиночество).

4. Какую роль играет в произведении образ золота? Почему оно не помогает герою?

5. Перечитайте описание мыслей героя о жизни и смерти. Что такое «любовь к жизни»? Как раскрывается в рассказе мысль о том, что жизнь сильнее смерти?

6. Какие черты отличают героя Дж. Лондона?

7. Что является, по мысли писателя, истинным смыслом человеческого существования?

8. В чём сходство рассказов В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и Дж. Лондона «Любовь к жизни»?

VIII. Домашнее задание:

1) прочитать «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Я умею прыгать через лужи» А. Маршалла, «Сын Волка» Дж. Лондона (по выбору учащихся);

2) написать отзыв об одном из этих произведений.

Следующие уроки: Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2013. — 160 с. (вернуться)

 
Иллюстрация О. К. Пархаева
к рассказу Дж. Лондона «Любовь к жизни»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика