Поэзия и проза как формы художественной речи. Практикумы по литературе в 5 классе
Литература
 
 Главная
 
ПРАКТИКУМЫ
в 5 классе:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРАКТИКУМЫ

5 класс[1]
 
ПОЭЗИЯ И ПРОЗА КАК ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
2 ЧАСА


Урок 74. Поэзия и проза как формы художественной речи

Урок 75. Сочинение стихотворных загадок, монорима


УРОК 74
Практикум. Поэзия и проза
как формы художественной речи

Задачи:
обобщить представления учащихся о художественной речи и её основных формах; сформировать первоначальные навыки определения стихотворного размера и способа рифмовки.
Основные виды деятельности: чтение главы учебника; выполнение практических заданий; чтение стихотворения и стихотворения в прозе; наблюдения над особенностями ритма в произведении.
Термины: художественная речь, поэзия, проза, ритм, рифма, монорим, стихотворный размер, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий, спондей.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о задачах практикума
«Поэзия и проза как формы художественной речи».


Во-первых, следует отметить, что многое из того, о чём пойдет речь на уроке, ребятам уже знакомо.

Во-вторых, главной задачей урока является не столько освоение новой терминологии, сколько формирование начальных представлений о некоторых характерных особенностях стихотворной речи (ритм, рифма) и навыков определения стихотворного размера и способа рифмовки.

Эта работа будет продолжена в последующем, при знакомстве с различными системами стихосложения, строфикой, формальными экспериментами в области стиха.

II. Чтение раздела
«Что такое художественная речь»

и выполнение заданий, помещённых в этом разделе.

Диалог господина Журдена и учителя философии из комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» (с ней учащиеся познакомятся в 8 классе) подготовит пятиклассников к восприятию довольно сложного для них учебного материала, наглядно продемонстрирует то, как обычная разговорная речь становится художественной речью, т. е. средством создания художественных образов.

На данном этапе работы обобщаются знания учащихся, полученные ими в начальной школе и в первом полугодии текущего учебного года, в том числе на уроках по темам «Литература как искусство слова» (сопоставление научного и художественного описаний Москвы) и «М. Ю. Лермонтов» (сопоставление описаний Бородинской битвы в учебнике по истории и в стихотворении «Бородино»).

III. Чтение раздела
«Чем отличается поэзия от прозы»

и выполнение заданий, помещённых в этом разделе.

Сведения о рифме не являются новостью для пятиклассников, а вот виды рифм и способы рифмовки, скорее всего, им незнакомы.

Самый сложный материал в этом разделе — стихотворные размеры.

Задача учителя — дать начальное представление о стихосложении на знакомом пятиклассникам литературном материале
(ранее изученные стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, С. А. Есенина и др.), а самое главное — в процессе выполнения самых разнообразных практических заданий:

1. В каком из приведённых четверостиший используется только женская рифма, а в каких — и женская и мужская?

а) Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно…
(А. С. Пушкин)

б) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А. С. Пушкин)

в) Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
(Н. М. Рубцов)

2. Какая рифма в этом четверостишии:

а) точная или неточная,
б) мужская, женская или дактилическая,
в) парная (смежная), перекрёстная или кольцевая (опоясанная)?

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М. Ю. Лермонтов)

IV. Чтение раздела
«Как определить стихотворный размер»

и выполнение заданий, помещённых в этом разделе.

Определение стихотворного размера на слух в процессе скандирования может продемонстрировать учащимся учитель.

При этом нужно отобрать для начала самые знакомые и характерные фрагменты, например:

а) Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
(А. Л. Барто)

б) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
(А. С. Пушкин)

в) Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.
(Н. А. Некрасов)

д) Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз...
(Н. А. Некрасов)

V. Подведение итогов урока,
заключительное слово учителя о том, что поэзия — это необычайно интересное и сложное явление, что существует особый раздел науки о литературе — стиховедение, рассматривающий в основном стихотворную форму художественной речи, и что со многими любопытными фактами из истории русского стиха ребятам ещё предстоит познакомиться.

VI. Домашнее задание:

выполнить задания 1, 2, помещённые в конце раздела.

Индивидуальные задания:
1) сочинить (или подобрать) стихотворную загадку;
2) написать монорим на одну из заданных тем (например, о природе).



УРОК 75
Практикум. Сочинение
стихотворных загадок, монорима

Задачи:
закрепить сведения о стихосложении в процессе выполнения практических заданий; развивать творческое воображение учащихся; обогатить представления учащихся о литературе как искусстве слова и своеобразной форме словесной игры.
Основные виды деятельности: выполнение практических заданий; сочинение стихотворных загадок; сочинение монорима; конкурс творческих работ.
Термины: стихотворный размер, рифма, монорим, загадка.

Этапы урока

I. Постановка задач урока,
определение плана работы:

от совместных практических упражнений (проверки домашнего задания) — к созданию самостоятельных творческих работ (стихотворных загадок и монорима).

II. Проверка домашнего задания
(определение стихотворного размера и подбор стихотворений, написанных ямбом).

На данном этапе урока важно обратить внимание на то, что стихотворный размер не задаёт определённой темы или настроения, что тем же ямбом могут быть написаны весёлые, шуточные, жизнерадостные, грустные, торжественные стихи.

Кроме того, нужно ещё раз отметить, что ритм задаётся не только выбранным стихотворным размером, но и длиной стихотворной строки (стиха), т. е. количеством стоп.

III. Сочинение и отгадывание
стихотворных загадок.


Эта работа может быть проведена по группам, как соревнование.

Стихотворные загадки, сочинённые К. И. Чуковским, уже знакомы учащимся. Их использование на уроке важно не столько для разгадывания, сколько для закрепления учебного материала о рифмах и стихотворных размерах.

Учитель читает две-три загадки, предлагает определить вид рифмы, способ рифмовки и стихотворный размер:

а) Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала — побежала…
(грузовик)

б) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт.
(сосулька)

IV. Сочинение монорима на заданную тему.

Примерные темы:
природа, школьная жизнь, каникулы, дружба.

Работа над созданием монорима может быть предварена знакомством с другой формой словесной игры — буриме.
Буриме (от фр. bouts rimes — рифмованные концы) — литературная игра, стихотворение-экспромт на заранее заданные и неожиданные рифмы.

Эта игра была очень популярна в XVIII—XIX веках. Известный французский писатель А. Дюма в 1864 году организовал конкурс буриме и опубликовал стихотворения 350 его участников.

В России умением писать буриме славился, например, В. Л. Пушкин, дядя великого русского поэта.

В настоящее время конкурсы буриме часто проводятся на форумах в Интернете.

Правила игры:

1. Рифмы (две пары) должны быть необычными и заключать разнородные понятия, например:
солнца — японца,
учили — точили.

2. Вариация рифм не допускается.

3. Тема стихотворения определяется заранее.

V. Подведение итогов
работы учащихся, чтение и обсуждение моноримов.

IV. Домашнее задание:

прочитать вступительную статью о С. Я. Маршаке.

Индивидуальные задания:
1) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений С. Я. Маршака (по выбору учащихся);
2) подготовить вопросы к викторине по творчеству С. Я. Маршака.

Следующие уроки: Урок 76. Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» >>>

МОНОЛОГ И ДИАЛОГ
КАК СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА

3 ЧАСА


Урок 78. Монолог и диалог как средства создания образа

* Урок 79. Работа над речевой характеристикой героя[2]

* Урок 80. Резервный урок.


УРОК 78
Практикум. Монолог и диалог
как средства создания образа.

Задачи:
обобщить представления учащихся о монологе и диалоге как средствах создания художественных образов; сформировать начальные навыки составления речевой характеристики литературного персонажа; закрепить представления учащихся об особенностях эпических, лирических и драматических произведений.
Основные виды деятельности: чтение главы учебника; выполнение практических заданий; чтение фрагментов эпических, драматических и лирических произведений.
Термины: монолог, диалог, речевая характеристика, реплика, внутренний монолог, диалог с воображаемым собеседником, ремарка, лирика, эпос, драма.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о задачах практикума «Монолог и диалог как средства создания образа».

Пятиклассники уже хорошо знакомы с диалогами и монологами как неотъемлемой частью художественных текстов и как средством создания образа литературного героя. Задача данного практикума — обобщить знания учащихся о художественной функции диалогов и монологов и продолжить знакомство со спецификой литературных родов: эпоса, лирики и драмы.

В зависимости от условий работы в конкретном классе можно ограничиться примерами только из ранее изученных произведений или расширить круг чтения учащихся, привлечь фрагменты из литературных произведений, не включённых в программу.

II. Чтение раздела
«Что такое речевая характеристика героя»

и выполнение заданий, помещённых в этом разделе.

Пятиклассники легко различают монологи и диалоги в художественном тексте.

Важно показать им разницу между монологом и репликой, ввести в их активный словарь само понятие «реплика», применимое и к обычной учебной ситуации (краткий, неразвёрнутый ответ ученика на вопрос, требующий развёрнутого, монологического высказывания, или замечание по ходу урока, во время чтения, беседы, выполнения письменной работы и др.).

Учащиеся записывают в тетради несколько значений этого понятия:

Реплика. 1. Ответ, возражение, замечание одного собеседника на слова другого.
2. Краткое возражение, возглас, замечание с места по поводу какого-либо выступления или зрелища.
3. Юрид. Возражение стороны на судебном процессе.
4. Театр. Элемент сценического диалога, краткая фраза или ответ на слова другого действующего лица пьесы.
5. Муз. Повторение музыкальной фразы другим голосом или в другой тональности.
6. Иск. Копия художественного произведения, сделанная самим автором.

Пятиклассники, уже знакомые с материалами рубрики «Мир в слове», учатся выполнять задания, связанные с поиском дополнительной информации о слове и примеров использования этого слова, в том числе в произведениях художественной литературы (это может быть одно из домашних заданий).

На данном этапе урока вводится также понятие «внутренний монолог».

В учебнике приводится лишь один пример — внутренний монолог Лонгрена из повести А. С. Грина «Алые паруса».

Учащиеся могут вспомнить и другие примеры из ранее прочитанных в этом году литературных произведений («Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского, «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя).

III. Чтение раздела
«Какую роль играют монологи и диалоги
в эпических, лирических и драматических произведениях»

и выполнение заданий, помещенных в этом разделе:

1. Найти в пьесе-сказке С. Я. Маршака ремарки:
а) указывающие на место действия и его участников,
б) поясняющие по ходу действия, как ведут себя персонажи, каково их настроение, с какой интонацией они произносят свои реплики.
2. Привести примеры лирических стихотворений, в которых присутствуют элементы диалога.

IV. Выполнение самостоятельной работы:
а) исследовательского характера (задание 1 в конце раздела);
б) творческого характера (задание 2 в конце раздела).

V. Отчёты о выполнении самостоятельной работы.

VI. Домашнее задание:


выписать из первой главы повести А. С. Грина все высказывания, принадлежащие Лонгрену, распределив их на три группы:
а) краткие высказывания, реплики;
б) развёрнутые высказывания, монологи;
в) внутренние монологи.



УРОК 79
Работа над речевой
характеристикой героя

Задачи:
закрепить навыки работы над речевой характеристикой литературного героя и цитирования; подвести итоги работы в третьей четверти.
Основные виды деятельности: устные ответы на вопросы; выполнение письменной работы.
Термины: речевая характеристика, монолог, внутренний монолог.

Этапы урока

I. Постановка целей урока

— закрепление навыков создания устной или письменной речевой характеристики литературного героя с использованием фрагментов его высказываний.

II. Составление примерного плана
речевой характеристики Лонгрена,

одного из персонажей повести А. С. Грина «Алые паруса», и беседа по вопросам:

1. Что нам известно о Лонгрене? Что это за человек?

2. Много ли говорит Лонгрен? Что он предпочитает обычно — сказать или промолчать? Как это его характеризует?

3. Вспомните первые слова, которые произносит герой в начале повести. Почему после этого вопроса он очень долго ничего не говорит или предпочитает отделаться краткими ответами («Да», «Нет», «Помаленьку» и т. п.)?

4. Какие слова и как произносит Лонгрен в сцене с Меннерсом? Почему здесь используются восклицательные знаки?

5. Почему только для Ассоль Лонгрен не жалеет слов? О чём он рассказывает дочери? Можно ли утверждать, что он прекрасный рассказчик? Докажите примерами из текста.
6. Какие высказывания Лонгрена характеризуют его как человека скрытного и даже мрачного, но доброго и эмоционального?
(«Чёрную игрушку я сделал, Ассоль…»; «Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они и не могут».)

7. Приведите примеры внутреннего монолога Лонгрена. Как этот монолог характеризует героя?

8. Какой вывод можно сделать о Лонгрене на основе того, что и как он говорит? Как автор относится к этому герою? Разделяете ли вы авторскую оценку Лонгрена?

III. Выполнение письменной работы
«Речевая характеристика Лонгрена».

IV. Чтение фрагментов из работ учащихся,

замечания и комментарии учителя.

V. Подведение итогов работы
в третьей четверти.


Урок 80. Резервный урок

Следующие уроки: Урок 81. Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» >>>


ТЕМА И ИДЕЯ
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

2 ЧАСА


Урок 99. Тема и идея литературного произведения

* Урок 100. Тема природы в художественной литературе[2]


УРОК 99
Практикум. Тема и идея
литературного произведения

Задачи:
обобщить представления учащихся о теме и идее литературного произведения; сформировать первоначальные навыки характеристики тематики и идейного содержания произведения.
Основные виды деятельности: чтение главы учебника; выполнение практических заданий; чтение лирических стихотворений.
Термины: тема, идея, тематика, идейно-эмоциональное содержание.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о задачах практикума «Тема и идея литературного произведения», на котором вводятся, на первый взгляд, не самые сложные теоретические понятия, однако в действительности характеристика тематики и идейного содержания произведения представляет не меньшие, а, пожалуй, даже большие трудности, чем определение стихотворного размера или способа рифмовки.

На данном уроке-практикуме мы впервые переходим к обобщениям, связанным не с анализом особенностей художественной формы произведения, а с рассмотрением его художественного содержания. Это, в сущности, конечная цель анализа литературного произведения. Однако в 5 классе можно говорить лишь о формировании начальных представлений о художественном содержании.

Пятиклассники имеют слишком незначительный жизненный и читательский опыт, отмечают и воспринимают лишь отдельные формы проявления авторского сознания в тексте, не всегда анализируют подтекст и не могут в полной мере опереться на биографический, исторический и культурный контекст (вступительные статьи и комментарии к произведениям лишь отчасти помогают им в этом).

II. Чтение раздела
«Что такое тема литературного произведения»

и выполнение задания, помещённого в этом разделе (определение темы ранее изученных литературных произведений).

III. Чтение раздела
«Как охарактеризовать тематику произведения»

и краткая характеристика тематики одного из самостоятельно прочитанных учащимися произведений (или рассказов из обзора «Жанр рассказа в мировой литературе»).

IV. Чтение раздела
«Что такое идея литературного произведения»

и выполнение задания, помещённого в этом разделе.

Учащимся предлагается не просто сформулировать идею стихотворения И. А. Бунина «Няне», но и попытаться донести эту идею до слушателей при чтении стихотворения.

V. Чтение раздела
«Как охарактеризовать идейное содержание произведения»

и выполнение заданий 1—4 учебника.

VI. Домашнее задание:

подобрать стихотворения, посвящённые теме природе.



УРОК 100*
Тема природы
в художественной литературе

Задачи:
закрепить представления учащихся об особенностях тематики и идейно-эмоционального содержания литературного произведения.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов произведений; письменный рассказ о тематике произведения.
Термины: тема, идея, тематика, идейно-эмоциональное содержание.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о задачах урока и о плане работы над рассказом о тематике произведения.

II. Подготовка к выполнению
самостоятельной письменной работы,
уточнение выбора примеров, повторение примерного плана анализа тематики литературного произведения.

III. Написание самостоятельной письменной работы.

Следующие уроки: Урок 101. Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика