Древнерусские летописи. «Сказание о юноше-кожемяке»
Литература
 
 Главная
 
Радзивиловская летопись.
Победа русского богатыря над печенежским
 
Картина В. Васнецова
"Нестор-летописец". 1885 - 1893. Третьяковская галерея
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
 
2 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 14. Древнерусские летописи. «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке»

* Урок 15. «Сказание о белгородском киселе»[2]

УРОК 14
Древнерусские летописи.
«Предание об основании Киева»,
«Сказание о юноше-кожемяке»

Задачи:
дать начальное представление о литературе Древней Руси, познакомиться с «Повестью временных лет»; сформировать представления о древнерусском летописце, летописании на Руси, жанре древнерусского сказания; проанализировать «Сказание о юноше-кожемяке»; показать связь древнерусской литературы с другими видами искусства.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; комментированное чтение текста; словарная работа; беседа по вопросам учебника; устное словесное рисование; письменная работа.
Термины: летопись, хроника, повесть, древнерусская повесть, сказание, канон.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о литературе Древней Руси

поможет подготовить учащихся к работе, создать настрой на путешествие в мир русской древности, который хранит много заветов и наставлений, содержит общечеловеческие идеалы.

Древнерусская литература — новый и непростой материал для учащихся. На уроке необходимо актуализировать знания учащихся о русском фольклоре и истории, продемонстрировать фотокопии древнерусских книг.

Вводные вопросы помогут
сформировать положительную мотивацию:

1. Какие вы знаете легенды о возникновении письменности? Кто принёс письменность на Русь? Какие находки говорят о возникновении письменности на Руси?
2. Что даёт человеку знакомство с литературой прошлого? Почему говорят: «Человек, много читавший, прожил три жизни»?

В процессе беседы внимание учащихся обращается на связь древнерусской литературы с возникновением письменности, на границы древнерусского периода литературы.

II. Чтение статьи учебника
«Древнерусская литература»
.


В процессе работы со статьёй расширяются представления учащихся о возникновении и развитии литературы Древней Руси. Распространённые жанры литературы Древней Руси записываются в тетради («летопись», «древнерусская повесть», «жития святых»).

С учащимися может быть составлена таблица
«Летопись как жанр древнерусского творчества»:

ТАБЛИЦА
Летопись как жанр древнерусского творчества
Летопись
Историческое и литературное изложение событий, свод погодных записей
Происхождение жанра
Исконно русский
Содержание
История Русской земли, сообщение о наиболее значимых событиях
Структура
Отдельные произведения, излагаемые по годам
Автор и его цель
Автор неизвестен, цель — запечатлеть историю Руси
Характер повествования
Поучительный

Учащиеся подводятся к мысли о том,
что цель летописца — включить историю русского государства в мировую историю, рассказать о силе и могуществе русских людей, призвать князей к единению.

III. Беседа по вопросам 1—4 учебника
позволит закрепить новый для пятиклассников учебный материал.

IV. Комментированное чтение
предания об основании Киева

(учителем или заранее подготовленным учеником).

V. Словарная работа,
уточнение понятий «легенда» и «предание»
(с опорой на предшествующий читательский опыт учащихся).

Отвечая на вопрос о том, почему предание об основании Киева включено в летописный свод, пятиклассники должны вспомнить об особой роли Киева в истории древнерусского государства (Киевской Руси).

Обсуждение вопроса 6 учебника проводится как продолжение разговора о жанре летописи на Руси. Внимание при этом ещё раз акцентируется на летописи как историческом изложении событий.

VI. Работа с иллюстрациями учебника.
Сравнение древнерусской миниатюры «Летописец Сильвестр»
и репродукции картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец»,

устное словесное рисование образа русского летописца.

Работу могут направить следующие вопросы:

1. Как изображены монахи-летописцы художниками?
2. В чём вы видите сходства и различия в изображении?

Учащимся сообщается о том, что перед древнерусским художником стояли особые задачи.
Ведь летописец не просто записывал жизненные факты, он исполнял Божью волю. На древней миниатюре в левом верхнем углу — небо, от которого исходит слово истины, в центре — фигура летописца.
Древнерусский художник не стремился передать индивидуальные черты пишущего, ему важно было изобразить не конкретного человека, а создать некий обобщённый образ летописца.
Обстановка кельи показана в обратной перспективе: ближайшие горизонтальные линии короче дальних. Точка зрения, с которой видятся предметы, помещается как бы в центре картины. Соотношение размеров предметов выделяет главное.
Происходящее внутри монастыря показано на переднем плане, поэтому летописец изображён как бы вне стен монастыря.

Закрепить представления учащихся об образе древнерусского летописца помогут
выразительное чтение фрагмента сцены
«В Чудовом монастыре» из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

и обсуждение вопросов:


1. Каким вы видите монаха-летописца? Что он пишет? Как относится к своему труду и к себе?
2. Почему монах Пимен называет свой труд «усердным, безымянным»?

Учащимся предлагается дать толкование словосочетаний, создающих у читателя представление об образе и земном назначении летописца. Словосочетания могут быть выписаны на доске: «на земле исполнен долг, завещанный от Бога»; «мне, грешному»; «Господь меня поставил и книжному искусству вразумил», «труд усердный, безымянный», «правдивые сказанья перепишет», «спокойный вид, в минувшем погружённый», «летопись свою ведёт».

VII. Чтение и обсуждение
«Сказания о юноше-кожемяке»

важно начать с обсуждения жанра сказания, выявления его фольклорной основы, связи с преданием, легендой.

С учащимися уточняются значения слов «стан», «глашатай», «тужить», «разорять», которые некоторым из них могут быть непонятны.

Вопросы 7—9 учебника помогут проанализировать сказание и продолжить разговор о летописи как изложении событий по годам.

Сказание рассматривается в тесной связи с фольклорными сказками и былинными образами богатырей (сравнение Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Никиты Кожемяки).

В сказании очевидны былинные и сказочные черты:
1) герой — выходец из народа;
2) в основе сюжета лежит противоборство русского богатыря с врагом, борьба добра и зла, что характерно для фольклора;
3) события в сказании имеют героическое звучание;
4) князь долго не может найти достойного «мужа», которым оказывается младший сын Кожемяки;
5) перед поединком происходит испытание силы героя;
6) юноша не производит должного впечатления на грозного противника;
7) русский богатырь одерживает победу.

Важно обратить внимание на вопрос о секрете силы русского юноши, на то, что летописец подчёркивает происхождение героя.

Попутно возможно обращение к репродукциям картин
Н. К. Рериха «Гонец»,
А. И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году»,
Г. Ш. Угрюмова «Испытание Яна Усмаря»,
М. И. Авилова «Поединок на Куликовом поле», «Поединок Пересвета с Челубеем»,
которые дополнят анализ сказания.

Учащимся можно предложить нарисовать словесные портреты героев, опираясь на картины художников.

VIII. Обобщение изученного материала
на основе ответов на вопросы 5, 10 учебника и подведение итогов урока, заключительное слово учителя о русской летописи как изображении подлинно исторических событий и отражении народных идеалов.

IX. Домашнее задание:

выполнить индивидуальное задание 1 или 4 (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания: письменная работа творческого характера
«Что бы я рассказал людям будущего о летописях»,
«Фантазия-картина «Ещё одно, последнее сказание — и летопись окончена моя…» (монах-летописец за работой)»,
«Размышление летописца о народных героях Древней Руси».



УРОК 15*
«Сказание о белгородском киселе»

Задачи:
показать особенности изображения исторических событий в летописи; познакомить учащихся с нравственной проблематикой «Сказания о белгородском киселе».
Основные виды деятельности: комментированное чтение текста; словарная работа; устные ответы на вопросы; устное словесное рисование.
Термины: летопись, сказание, летописец.

Этапы урока

I. Повторение сведений о древнерусском летописании,
актуализация известного учащимся материала:


1. В каком веке на Руси начинается летописание?
2. С каким жанром литературы Древней Руси связано летописание?
3. Что представляла собой древнерусская летопись?
4. Как называлась одна из древнейших русских летописей?
4. Назовите имена древнерусских летописцев.
5. В чём своеобразие летописного повествования?

Проведение литературной игры
на основе приёма незаконченных предложений
для закрепления или контроля материала.


Варианты предложений с пропусками могут быть записаны на доске:

Летописание на Руси велось с … (XI века). Летописи были в то время одним из основных видов … (исторического) повествования. По структуре они представляли своды … … (погодных записей), то есть сообщений о произошедших в каждом году … (событиях). Древнейшей из дошедших до нас летописей является … … … («Повесть временных лет»). Окончательно оформлена монахом … (Киево-Печерского) монастыря … (Нестором). Её летописные рассказы являются источником наших сведений по истории … … (Киевской Руси). Это не только исторический, но и … (литературный) памятник Древней Руси.

II. Словарная работа.

Учащиеся выписывают значения слов («вече», «болтушка», «кадь», «лукошко», «глашатай», «княжеская медуша» или др.) из словаря и находят примеры их употребления в тексте.

Особое внимание учащихся обращается на специальные пометы около данных слов («устаревшее», «книжное», «высокое», «торжественное»), количество значений слова (однозначное/многозначное). К глаголам побираются синонимы, ведётся поиск аналогов древнерусским понятиям в современном обиходе.

III. Комментированное чтение
«Сказания о белгородском киселе»
учителем.

IV. Анализ текста сказания
и устное словесное рисование,

описание сложившейся в городе ситуации и жителей Белгорода.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Кто главный герой сказания?
2. В чём состоит его подвиг?
3. Объясните, что сближает и что отличает «Сказание о белгородском киселе» от «Сказания о юноше-кожемяке».
4. Выделите сказочные черты в сказании.
5. Что здесь прославляет летописец?

Учащиеся подводятся к выводу о том, что герой этого сказания, как и «Сказания о юноше-кожемяке», — человек из народа. Здесь также рассказывается о борьбе с врагом, победить которого помогает не физическая сила, а ум, смекалка, мудрость и находчивость героя. Летописец стремится укрепить веру в могущество Руси.

V. Выполнение заданий
тестового типа

начинается со слова учителя о наших предках, которые были сильны физически и морально, находчивы, выносливы, бесстрашны, рисковали жизнью ради спасения родины и жизней других людей — своих соотечественников, были умны, сообразительны.

Учащимся предлагается проверить, насколько внимательны были они при чтении.

Примерные вопросы
на знание текста сказания

(правильный вариант ответа отмечен курсивом):

1. Печенеги пришли и стали под Белгородом, узнав, что:
а) князь болен, б) нет там князя, в) князь решил сдаться.

2. Владимир не мог помочь городу, потому что:
а) у него не было воинов, а печенегов было великое множество, б) он не знал о случившемся, в) печенеги были очень хитры.

3. Услышав о решении вече, старец послал за
а) горожанами, б) воеводой, в) городскими старейшинами.

4. Старец просил не сдаваться
а) неделю, б) сутки, в) три дня.

5. Велел герой собрать пшеницы, овса, отрубей
а) по локоть, б) по фунту, в) по горсти.

6. И привели печенегов к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули они
а) ладонями, б) ведром, в) ковшом.

VI. Заключительная беседа
о значении летописания на Руси, обсуждение вопросов:

1. Какие качества русского человека прославляются в древнерусских сказаниях?
2. Какие слова и выражения в сказаниях свидетельствуют о достоверности рассказанного?
3. Почему нашим предкам было очень важно записать, что в такой-то год произошло такое-то событие?

VII. Обобщение представлений учащихся
о литературе Древней Руси
и подведение итогов.


Древнерусская литература даёт нам богатейший опыт понимания жизни. Она развивает в человеке чувство красоты — красоты жизни, красоты поступков и чувств. Темы древнерусских сказаний — красота и величие Русской земли, моральная красота русского человека.

С самого своего возникновения в Древней Руси литература не была просто развлечением, она затрагивала наиболее актуальные для русского человека проблемы, наставляла и поучала его в жизни.

В летопись как объединяющий жанр исторического и литературного повествования на Древней Руси включались устные легенды, предания, бывальщины, цитаты из Священного Писания, сказания.

В «Повести временных лет» летописец представил не только историю развития Руси (возникновение письменности, образование городов, принятие христианства), но и образы тех людей, жизнь которых была неразрывно связана с Русской землёй. Здесь запечатлены судьбы князей (Олега, Игоря, Святослава, Владимира) и безымянных героев — героев из народа.

VIII. Домашнее задание:

1) составьте кроссворд по теме «Древнерусская литература»;

2) подготовьте иллюстрацию к одному из фрагментов древнерусского сказания (по выбору учащегося), озаглавьте рисунок, подготовьтесь к представлению иллюстрации в классе по вопросам:
Что изображено на рисунке?
Какие чувства испытывает герой?
Что предшествовало изображённому эпизоду?
Как данный эпизод повлиял на последующие события?

Следующие уроки: Урок 16. Жанр басни в античной литературе. Басни Эзопа, Федра >>>


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
(Статья учебника)

Появление древнерусской литературы связано с возникновением письменности на Руси и принятием христианства. Языческие предания в Древней Руси не записывались, а передавались устно. Христианское же учение было изложено в Библии (от греческого слова biblia – писания, книги), поэтому с принятием христианства на Русь пришли книги. Первыми книгами, составленными после Крещения Руси (около 988 года), были переводы библейских текстов, необходимых для богослужения.

Древнерусская литература – это средневековая русская литература XI–XVII веков. Возникновение её связывают с появлением на Руси письменности, а завершение — со становлением литературы Нового времени в эпоху Петра Первого.

Литература Древней Руси отдалена от нас во времени, она не похожа на литературу последующих столетий и сегодняшнего дня. С одной стороны, она близка мифологии, так как в основе древнерусских памятников (так учёные обычно называют древнерусские тексты) лежат исторические события, в них описываются реальные исторические личности и практически отсутствуют вымысел, детальное изображение человеческого характера, подробности в описании природы. С другой стороны, большинство памятников древнерусской письменности, как и произведения фольклора, не имеют автора и существуют в различных редакциях (вариантах), которые возникали при переписывании рукописных книг.

Древнерусская литература с самого момента своего возникновения не была простым развлечением. В ней затрагивались важнейшие государственные, политические, нравственные проблемы. Она имела поучительный, назидательный характер. Самое широкое распространение в литературе Древней Руси получили такие жанры, как летопись, древнерусская повесть и жития святых.

Летопись – это историческое и литературное изложение событий Древней Руси, расположенное в особом порядке по годам (летам), называемое также сводом погодных записей. Летописание – составление летописных сводов. Название «летопись» происходит от слова «лето», что на современном языке означает «год». Рассказ о событиях каждого года начинался словами «В лето...» – отсюда и название жанра, который постепенно сложился и оформился на Руси во второй половине XI – начале XII века.

Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе монаха. Перед летописцем стояли серьёзные задачи – передать современникам и потомкам историю происходящего, написать русскую историю, которая становилась частью истории человечества. Именно из летописи мы узнаём о многих исторических событиях.

Летописец стремился к полноте и точности изложения, мог дополнять имеющиеся в его распоряжении летописные сказания новыми фактами, что-то изменял в соответствии со своими взглядами на жизнь. Он старался быть объективным и беспристрастным. Интересно высказывание одного из летописцев XV века. Критикуя некоторые действия московского князя, он просил читателя не обижаться за то, что написал нечто «несладкое». По словам этого летописца, надо писать правду даже в том случае, если эта правда кому-нибудь не понравится – «нелепо кому видится». В доказательство своей мысли он сослался на «Повесть временных лет», древнейшую русскую летопись, составитель которой всегда писал «вся добрая и недобрая», «не украшая пишущего».

«Повесть временных лет» – крупнейший летописный памятник эпохи Киевской Руси. Его полное название звучит так: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». Составление летописи велось долго – около 70 лет (конец XI – начало XII века). Это результат работы нескольких поколений летописцев. Монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий составил «Первый Киево-Печерский свод» (или «Начальный свод»), ставший основой «Повести временных лет». Летопись известна в трёх вариантах (редакциях). Составителем первой, не дошедшей до нас редакции был монах Нестор. Вторая редакция – вариант текста Нестора, сделанный по заказу князя Владимира Мономаха игуменом Сильвестром. Третья редакция была составлена для Мстислава, сына Владимира Мономаха.

Древнерусский летописец понимал историю по-своему, он дополнял документальные материалы летописи легендами и сказаниями, нередко смешивая вымысел и действительность. Недостаток достоверных исторических сведений в первой части «Повести временных лет» восполняется рассказами фольклорного и библейского происхождения. Летопись состоит из отдельных рассказов, каждый из которых закончен по смыслу, все они при этом связаны между собой единой нитью повествования. «Повесть временных лет» сложна по составу. Наряду с краткими или развёрнутыми погодными записями в состав летописного текста входят рассказы о походах и кончинах князей, переложения устных преданий. Исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачёв сравнивал «Повесть временных лет» с мозаикой, каждый камешек которой неповторим, а все вместе они образуют переливающуюся картину.

В этом году вы познакомитесь с двумя фрагментами «Повести временных лет»: «Основание Киева» и «Сказание о юноше-кожемяке».

(вернуться к уроку)


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Нестор Летописец. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в.
(БАН. 34.5.30. Л. 93)
 
Сильвестр (инок Селивестр). Миниатюра.
Лицевой летописный свод XVI в.

Голицынский том. Г 18 (Отдел рукописей РНБ)
 
Угрюмов Г. И. Испытание силы Яна Усмаря. 1796-1797.
Холст, масло. 283 × 404 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сюжет картины основан на летописном сказании о сражении 992 года, в котором древнерусское войско князя Владимира Святославича победило печенегов. Перед началом битвы надо было найти воина, который смог бы достойно сразиться с печенежским богатырём. Им оказался сын киевского кожемяки Ян Усмарь, который с честью выдержал предложенное ему испытание — руками остановил бегущего разъярённого быка, вырвав у него кусок кожи.
Употребляется также более длинное название картины — «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырём».

ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Предание
об основании Киева


Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кии был перевозчиком: был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду, а между тем Кий этот княжил в роде своём, и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, говорят, тот царь, при котором он приходил. Когда же возвращался, пришёл он на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нём со своим родом, да не дали ему близживущие; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.

И после этих братьев стал род их держать княжение у полян...

КОММЕНТАРИИ.
Фрагменты из «Повести временных лет» даны в переводе на современный русский язык, выполненном академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым (1906–1999), автором многих работ, посвящённых древнерусской литературе.
Легенда об основании Киева тремя братьями была записана армянским историком Зенобом Глаком. В ней рассказывалось об основании Куара (Киева) Куаром, Ментеем и Хереаном. Имена Куара и Хереана напоминают имена Кия и Хорива.
Археологи подтверждают, что на месте Киева до конца X века действительно существовало три поселения, названия которых, вероятно, соотносились с именами их легендарных основателей. Впоследствии это явилось поводом для возникновения легенды о трёх братьях. Имя сестры их соотносится с названием речки Лыбедь, протекавшей по территории древнего Киева.
Поляне – объединение восточнославянских племён.
Подъём Боричев – Боричев спуск, соединявший центральную, древнейшую часть Киева, находившуюся на горе, с Подолом, расположенным под горой.
Царьград – так на Руси называли Константинополь, столицу Византийской империи.
(вернуться к уроку)


БОРИС ГОДУНОВ
А. С. Пушкин
[3]
(Фрагмент сцены «В Чудовом монастыре»)

НОЧЬ. КЕЛЬЯ
В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ

(1603 года)[4]

О т е ц  П и м е н,  Г р и г о р и й спящий.

     Пимен
(Пишет перед лампадой.)
Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,[5]
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною –
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно...
Но близок день, лампада догорает –
Еще одно, последнее сказанье.
(Пишет.)

     Григорий
(Пробуждается.)
Все тот же сон! возможно ль? в третий раз!
Проклятый сон!.. А все перед лампадой
Старик сидит да пишет – и дремотой,
Знать, во всю ночь он не смыкал очей.
Как я люблю его спокойный вид,
Когда, душой в минувшем погруженный,
Он летопись свою ведет; и часто
Я угадать хотел, о чем он пишет?
О темном ли владычестве татар?
О казнях ли свирепых Иоанна?
О бурном ли новогородском Вече?[6]
О славе ли отечества? напрасно.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Все тот же вид смиренный, величавый.
Так точно дьяк, в приказах поседелый,[7]
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.

(вернуться к уроку)

ПРИМЕЧАНИЯ
3. "Борис Годунов" — Борис Фёдорович Годунов (1552 – 1605) – дворянин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587–1598 фактический правитель государства, с 17 (27) февраля 1598 года – русский царь.
Работа над трагедией начата в декабре 1824 г. До 1 января 1825 г. написаны начерно первые четыре сцены и часть пятой, кончая 49 стихом черновой редакции. Закончено 7 ноября 1825 г. (дата белового автографа).
В отрывках впервые напечатано: „Московский Вестник“ 1827, часть первая, № 1, стр. 3–10: „Сцена из трагедии Борис Годунов. 1603 год. Ночь. Келья в чудовом монастыре“. Подпись: „Александр Пушкин“.
Пушкин несколько лет тщетно добивался возможности опубликовать свою трагедию, лишь в 1830 г. Николай I дал разрешение печатать «Бориса Годунова» с некоторыми изменениями и сокращениями цензурного порядка. "Борис Годунов" вышел из печати 22–23 декабря 1830 г. (вернуться)

4. Чудов монастырь – кафедральный мужской монастырь в восточной части Московского Кремля. Название происходит от посвящения соборного храма монастыря – во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (разрушен в 1929–1932 годах).
По преданию, монастырь основан святителем митрополитом Киевским и всея Руси Алексием в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека, прозревшей молитвами Алексия.
Монастырь связан с историей Лжедмитрия I (ум. 17 мая 1606), который по официальной версии, возникшей в царствование Годунова, был монахом-расстригой Григорием Отрепьевым, бежавшим из Чудова монастыря. Игумен Чудова монастыря Пафнутий, при котором в обитель пришёл Отрепьев, – активный участник событий Смутного времени на стороне Романовых. (вернуться)

5. ...пыль веков от хартий отряхнув... – xартия (лат. charta, от греч. – бумага, грамота), в Средние века и Новое время – название некоторых документов публично-правового характера (конституций и др. актов). (вернуться)

6. Ве́че — в Древней Руси собрание горожан. (вернуться)

7. ...дьяк, в приказах поседелый. – дьяк – в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения.
Прика́з – в Московском государстве XVI–XVII веков учреждение. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика