Новелла О. Генри «Вождь краснокожих»
Литература
 
 Главная
 
О. Генри.
Фото, 1904 г.
 
Вождь краснокожих верхом на Билле.
Худ. Ф. Полещук.
Иллюстрации к новелле
"Вождь краснокожих"
 
 
 
 
 
 
ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 
6 ЧАСОВ

5 класс[1]


Урок 59. «Приключения Тома Сойера» М. Твена

Урок 60. Мир детства в повести

Урок 61. Урок внеклассного чтения по новелле О. Генри «Вождь краснокожих»

* Урок 62. Урок внеклассного чтения по произведениям о детях[2]

Урок 63. Рассказ А. П. Чехова «Мальчики»

* Урок 64. Резервный урок

О. ГЕНРИ
(1862—1910)

УРОК 61
Урок внеклассного чтения
по новелле О. Генри «Вождь краснокожих»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества О. Генри; закрепить представление о заглавном образе литературного произведения и авторской позиции; развивать читательские интересы школьников.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов новеллы; беседа по вопросам; задания тестового типа.
Термины: заглавный образ, образ персонажа, авторская позиция.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

об О. Генри и его новеллах,
а также о своеобразии новеллы «Вождь краснокожих», послужившей основой для множества театральных постановок и кинофильмов («Деловые люди» режиссёра Л. Гайдая, «Похищение Вождя краснокожих» режиссёра Б. Кларка).

II. Выполнение заданий тестового типа
поможет пятиклассникам вспомнить содержание новеллы, проверить знание отдельных деталей, подробностей текста:

1. В каком штате происходит действие в новелле?
а) Алабама, б) Аляска, в) Флорида.

2. Как звали мальчика?
а) Джонни, б) Билли, в) Гарри.

3. Укажите имена главных героев, похитителей мальчика.
а) Билл, б) Джон, в) Сэм.

4. Какова была первоначальная (предполагаемая) сумма выкупа за мальчика?
а) 1000 долларов, б) 1500 долларов, в) 2000 долларов.
5. Сколько денег пришлось похитителям заплатить за то, чтобы вернуть мальчика родителям?
Ответ: 250 долларов.

6. Вспомните название городка, в котором жил мальчик.
Ответ: Вершина.

7. Вождь краснокожих любил задавать разные вопросы. Вспомните два-три его вопроса. Ответьте на один из них.
Ответ: Ветер отчего дует? А звезды горячие? Дюжина — это сколько будет?

III. Чтение фрагментов новеллы и их анализ
с использованием вопросов и заданий:


1. Каким было ваше отношение к главному герою рассказа, когда вы начали читать историю о его похищении? Изменилось ли отношение к нему, когда вы дочитали рассказ до конца? Если изменилось, то, как вы думаете, почему?

2. Перечитайте «застольную речь» Вождя краснокожих. Как эта речь характеризует мальчика?

3. Помните ли вы, как звали главного героя рассказа. В каком фрагменте рассказа упоминается его настоящее имя? Почему в тексте рассказа (и в заглавии) он называется иначе?

4. Главный герой рассказа часто описывается при помощи приёма сравнения. Рассказчик и его приятель Билл называют мальчика по-разному: «жертва», «ягнёночек», «это сокровище», «веснушчатая дикая кошка», «двуногая ракета». Какие из этих определений относятся к началу рассказа, а какие — к его финалу? Найдите другие яркие сравнения, которые становятся средством создания образа Вождя краснокожих.

5. Самая известная фраза из рассказа — финал последней реплики Билла Дрисколла: «...успею добежать до канадской границы». Она стала «крылатым выражением», то есть получила довольно широкое распространение. Приведите пример такой ситуации, в которой уместно её использование.

Подробнее можно остановиться на начале новеллы, знакомстве с замыслом похитителей, первом знакомстве читателей и похитителей с мальчиком (мучившим котенка), прочитать «застольную речь» Вождя краснокожих, описание первой ночи в пещере и др.

IV. Заключительная беседа
о заглавном образе новеллы «Вождь краснокожих»:


1. Было ли вам уже знакомо имя героя новеллы О. Генри? Если да, то откуда вы его услышали?
2. Почему писатель называет новеллу «Вождь краснокожих»? Что он хотел подчеркнуть в характере и поведении мальчика?
3. Какое название кинофильма, «Деловые люди» или «Похищение Вождя краснокожих», кажется вам более удачным? Как бы вы назвали свой фильм по этой новелле? Захотелось ли вам посмотреть фильм после прочтения новеллы? Какой из них вы бы предпочли (оба фильма есть на DVD дисках)?

V. Домашнее задание:

1) принести свою любимую книгу, посвящённую сверстникам;

2) написать аннотацию;

3) подготовить устный рассказ об одном из главных её героев.

Индивидуальные задания: подготовить 2—3 вопроса к викторине по произведениям о детях.

Следующие уроки: * Урок 62. Урок внеклассного чтения по произведениям о детях >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика