Повесть В. П. Катаева «Сын полка». Уроки литературы в 5 классе
Литература
 
 Главная
 
В. П. Катаев.
Фото, 1950 г.
 
 
 
Иллюстрация В. Ф. Плевина
к повести В. Катаева "Сын полка"
 
Иллюстрация И. Х. Гринштейна
к повести В. Катаева "Сын полка"
 
Иллюстрация к повести
В. Катаева "Сын полка"
 
 
 
 
 
 
ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ
В ПОЭЗИИ И ПРОЗЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
 
5 ЧАСОВ

5 класс[1]


Урок 81. Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»

Урок 82. Повесть В. П. Катаева «Сын полка»

Урок 83. Образ Вани Солнцева

* Урок 84. Смысл названия повести[2]

* Урок 85. Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне

ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ КАТАЕВ
(1897 – 1986)

УРОК 82
Повесть В. П. Катаева «Сын полка»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества В. П. Катаева и начать чтение повести «Сын полка»; дать исторический комментарий к повести.
Основные виды деятельности: рассказ о писателе; чтение первых глав повести; беседа по вопросам учебника.
Термины: повесть, повествователь.

Этапы урока

I. Постановка целей урока

— продолжение разговора об образах детей в литературе периода Великой Отечественной войны, знакомство с историей создания повести В. П. Катаева, написанной, как и стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста», на основе реальных событий военного времени.

II. Выразительное чтение наизусть
стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»

(проверка домашнего задания).

III. Устные сообщения учащихся
о В. П. Катаеве

(отчёты о выполнении индивидуального задания).

Дополнительная информация для учащихся:

Катаев очень рано научился читать, читал очень много. В тринадцать лет он напечатал в газете своё первое стихотворение «Осень».

Интересно, что литературой увлёкся и его брат Евгений (в последующем известный писатель, вместе с Ильёй Ильфом написавший знаменитые романы «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»).

В 1936 году была опубликована самая известная повесть Катаева, названная первой строкой стихотворения М. Ю. Лермонтова: «Белеет парус одинокий». Её главные герои — мальчики Петя Бачей и Гаврик Черноиваненко, ставшие не просто свидетелями, но и участниками революционных событий.

Катаев в 1940 году написал сказки «Дудочка и кувшинчик» и «Цветик-семицветик», которые стали очень популярными среди самых маленьких читателей. По этим сказкам были сняты мультфильмы.

IV. Чтение учителем первых глав
повести «Сын полка».

V. Знакомство с комментариями
к повести, помещёнными в учебнике.


Дополнительную информацию можно использовать на этом и последующих уроках с тем, чтобы подготовить учащихся к разговору о смысле названия повести и об обобщённом значении образа главного героя — Вани Солнцева.

Вряд ли необходимо углубляться в историю прототипов Вани Солнцева, в которой много спорного. Судьба одного из них — Исаака Платоновича Ракова, жившего в Одессе, сложилась не столь счастливо, как у Вани Солнцева (об этом режиссёр В. Балаян снял документальный фильм «Тот самый Ваня Солнцев», 2004).

VI. Домашнее задание:

1) прочитать главы 1—10 повести «Сын полка»;

2) выполнить задание 6 после текста повести.


УРОК 83
Образ Вани Солнцева
в повести В. П. Катаева «Сын полка»

Задачи:
формировать навыки работы с большим по объему художественным текстом; подготовиться к составлению письменной характеристики литературного персонажа.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; составление плана рассказа о литературном герое.
Термины: образ персонажа, «говорящая фамилия».

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о теме урока и основной цели — подготовить рассказ о главном герое повести Ване Солнцеве.

II. Выразительное чтение наизусть
стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»

(проверка домашнего задания).

III. Беседа об образе Вани Солнцева
с использованием вопросов 1—4 учебника.

IV. Пересказы наиболее запомнившихся
учащимся эпизодов

с чтением отдельных фрагментов.

V. Работа с текстом повести,
выбор фрагментов для рассказа о Ване Солнцеве:


Описание сонного мальчика в окопе (конец главы 1).
Информация о мальчике от сержанта Егорова (глава 3).
Разговор капитана Енакиева и сержанта Егорова об имени и фамилии мальчика (глава 3).
Ваня в палатке разведчиков (начало главы 4).
Состояние Вани Солнцева после объявления приказа капитана Енакиева (конец главы 4).
Бегство Вани от Биденко (главы 6 и 7).

VI. Составление письменного плана
рассказа о Ване Солнцеве:


1. История Вани Солнцева.
2. Описание внешности мальчика (в окопе и в палатке разведчиков).
3. Черты характера мальчика, проявившиеся в прочитанных эпизодах повести (мечта остаться с разведчиками, желание помыть посуду, упорство в достижении цели — добиться встречи с капитаном Енакиевым).
4. Отношение разведчиков к Ване.
5. Отношение автора к главному герою (причина выбора имени и фамилии, описания портрета мальчика и его поступков).

VII. Заключительная беседа
о главном герое повести «Сын полка»

и об отношении автора к своему герою, а также о том, какова эмоциональная реакция учащихся на события, описанные в прочитанных главах повести (самый печальный эпизод, самый смешной эпизод, самый напряжённый момент в развитии событий).

VIII. Домашнее задание:

1) прочитать повесть «Сын полка»;

2) выполнить задания 8, 9 учебника.


УРОК 84*
Смысл названия повести
В. П. Катаева «Сын полка»

Задачи:
закрепить навык составления вопросов по тексту литературного произведения; расширить представление о заглавном образе литературного произведения и об обобщающем значении художественного образа.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; чтение по ролям; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями.
Термины: заглавный образ.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о теме урока, который может основываться
как на материале прочитанных учащимися десяти первых глав повести,
так и с учётом того, что в классах с углублённым изучением литературы пятиклассники познакомятся с полным текстом произведения.

II. Проверка домашнего задания
(вопрос 8 после текста повести), чтение фрагментов повести, в которых описаны военные действия.

III. Чтение по ролям диалога
Вани Солнцева и ефрейтора Вознесенского

(глава 8, со слов «Ваня молчал…» до слов «И тогда у Вани явилась мысль идти добиться до какого-нибудь самого главного начальника и пожаловаться на капитана Енакиева»).

IV. Беседа о смысле названия
повести «Сын полка»

на основе индивидуального задания 3, а также комментариев к произведению.

V. Письменная работа
по тексту повести «Сын полка»,

составление вопросов по содержанию произведения, адресованных одноклассникам.

VI. Устные ответы на вопросы
по тексту повести, составленные одноклассниками,

например:

1. Почему мальчика взяли в первую разведку, получив задание проникнуть в тыл врага?
2. В чём состояла задача Вани в первой разведке? Как он выполнил свою задачу?
3. Какие знаки оставил Ваня разведчикам после того, как попал в руки к немцам?
4. Чего больше всего хотелось Ване в разведке? Только ли быть простым проводником?
5. Что выдало Ваню в сцене допроса?
6. Как вёл себя мальчик на допросе?
7. Что помогло Ване выбраться из блиндажа, в котором его заперли немцы?

VII. Заключительное слово учителя
о дальнейшей судьбе героя повести

и судьбах многих реальных мальчиков, которые стали участниками войны в совсем юном возрасте (многие из них получили военные награды, многие стали офицерами).

VIII. Домашнее задание:

1) прочитать стихотворение К. М. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…»;

2) подготовить рассказ об одном из героев произведений художественной литературы о Великой Отечественной войне.

Индивидуальные задания:

выполнить индивидуальные задания 4, 5 учебника (по выбору учащихся).

Следующие уроки: * Урок 85. Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
На Калининском фронте. 1943 г.
Второй слева – военный корреспондент В. П. Катаев
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика