Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

16 ЧАСОВ

Уроки литературы в 10 классе[1]


Творчество А. С. Пушкина


УРОК 15
«Благословен же будь отныне судьбою вверенный мне дар...»[2]

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.
«Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт»,
«Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...»), «Осень».


Тема поэта и поэзии, смысла поэтического творчества и оценки труда поэта — важнейшая в творчестве Пушкина.

В основной школе уже изучены «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», поэтому на уроке полезно вспомнить особенности их проблематики и поэтики. Вслух могут быть прочитаны стихотворения «К другу-стихотворцу» и «Поэт и толпа».

Индивидуальные сообщения учащихся об истории создания и идейно-эстетическом звучании этих стихотворений могут быть включены в ход урока.

Тема поэта и поэзии прозвучала уже в первом опубликованном стихотворении Пушкина «К другу-стихотворцу». Лирический герой стихотворения рассуждает о поэтическом даре со своим другом Аристом и подчеркивает отрицательные стороны поэтического поприща. Он уже понял, что «на Пинде лавры есть, но есть там и крапива...», что «хорошие стихи не так легко писать», что «не так, любезный друг, писатели богаты». В итоге он дает Аристу дельный совет не подражать стихотворцу, не писать стихов. Юный поэт уверяет друга:

Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты,
Проводит тихий век без горя, без заботы...

Однако полученный свыше поэтический дар «требует поэта к священной жертве». Это пришлось испытать Пушкину не раз. Поэтому его стихи о поэте и поэзии наполнены полемическим пафосом о предназначении поэта, об оценках его творчества толпой и им самим.

В стихотворении «Поэт и толпа» (1828) отразилась внутренняя полемика Пушкина со сторонниками извлекать из поэтических творений практическую пользу. Чернь требует у поэта:

Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.

Но лирический герой стихотворения видит «пользу» поэзии не в земном, бытовом наполнении, а в сфере небесной, духовной. Поэт гонит от себя толпу, потому что он рожден «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв», но это не исключает и его способности «глаголом жечь сердца людей» — поэтической декларации, заявленной в «Пророке».

Еще в Михайловском Пушкин создает стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом», которое является диалогом поэта-романтика с книгопродавцем, также видящим в поэзии лишь прагматический аспект. Это стихотворение может стать материалом для совершенствования навыков анализа лирического текста, поэтому его следует изучать в режиме практикума.

Вопросы и задания к стихотворению
«Разговор книгопродавца с поэтом»


1. Как в репликах Поэта отразилась эстетика романтиков? Подтвердите свои мысли примерами.

2. Какая лексика и стилистика характерны для эстетической позиции Поэта? Как лексико-стилистический анализ помогает понять смысл стихотворения?

3. Докажите, что для Поэта поэзия выше всего земного.

4. Какова пушкинская оценка творческой позиции Поэта?

5. Почему в финале Поэт переходит на прозу?

В стихотворении «Поэт» творчество понимается Пушкиным как религиозное призвание, связанное с темой жертвенности. В нем ставится альтернатива: поэт — избранник или он свой «среди детей ничтожных мира»? Пушкин решает этот вопрос новаторски. Поэт у него становится Божьим избранником лишь в минуты творчества.

Вопросы и задания
к стихотворению «Поэт»


1. Как композиция стихотворения помогает понять его смысл?

2. Сопоставьте ключевые образы, лексику и стилистику двух частей стихотворения. В чем смысл их противопоставления?

3. Какой характер придают стихотворению старославянизмы?

4. Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?

5. Как можно объяснить поведение поэта в процессе творчества? Почему он бежит от мира и людей?

6. Как Пушкин решает в стихотворении проблему поэта и толпы?

7. Чем вторая часть стихотворения созвучна стихотворению «Пророк»?

8. Индивидуальное задание.
Сопоставьте стихотворение Пушкина «Поэт» со стихотворением Веневитинова с тем же названием.

Стихотворение «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...»)
связано с финальной строфой «Памятника», но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно «хвалу и клевету» и прислушиваться только к «веленью Божию». А в стихотворении «Поэту» он обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду толпы тем, что он сам — «свой высший суд». Строгая поэтическая форма сонета — результат размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения.

Вопросы и задания
к стихотворению «Поэту»


1. Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?

2. Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез?

3. Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?

4. Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

5. Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?

6. Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?

Вопросы и задания
к стихотворению «Осень»


1. Соответствует ли поведение человека сезонным изменениям в природе?

2. Что происходит с природой в разные времена года и как в это время ведет себя человек?

3. В чем философский смысл пробуждения творческого вдохновения осенью, когда природа увядает?

4. Можно ли утверждать, что осенью поэт творит новый мир вопреки увяданию природы?

5. Какой характер придают стихотворению его разговорные интонации: многочисленные обращения, восклицания, вопросительные конструкции?

6. Почему стихотворение заканчивается открытым финалом? В чем его драматический смысл?

7. Что нового вносит стихотворение «Осень» в развитие темы поэта и поэзии в лирике Пушкина?

8. Индивидуальное задание.
Сопоставьте стихотворение «Осень» и описание природы в романе «Евгений Онегин» (гл. IV, стр. XL—XLII). Какова роль изобразительно-выразительных средств языка для создания этих пейзажных картин?

Итог урока.

Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Пушкина. Она итог его глубоких раздумий о назначении поэзии и смысле жизни поэта, о высокой и непреходящей ценности искусства, о нерукотворных памятниках, которые создают художники слова, о тайной свободе их творчества.

Пушкин уверен, что поэтические произведения создаются не по заказу, а по «веленью Божию», поэтому поэт — это избранник, провозглашающий миру идеалы добра, истины и красоты.



УРОК 16
«Иная, лучшая потребна мне свобода...» [3]

Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина.
«Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти».


Тема свободы личности и ее конфликт с дисгармоничным, несправедливым миром пронизывает всю лирику Пушкина и начинается еще в творчестве петербургского периода. Она возникла у поэта под влиянием западноевропейского романтизма, но динамично развивалась и претерпевала изменения.

Истоком вольнолюбивой лирики, которая зародилась в общении с либералами и «арзамасцами», в политических спорах с ними, стала ода «Вольность», напоминающая нам названием известную оду Радищева, знакомую передовой молодежи по спискам.

Вопросы и задания
к оде «Вольность»


1. Как в оде отразилось отношение Пушкина к Французской революции и русскому самодержавию?

2. Какую роль в жизни общества поэт придает закону? Как соотнесена с законом свобода?

3. В чем отличие отношения к законности в «Вольности» Пушкина и в произведениях Державина «Фелица» и «Властителям и судиям»?

4. Какие события русской и европейской истории поэтически переосмыслены Пушкиным?

5. Найдите в оде «Вольность» признаки жанра. Подтвердите свои мысли примерами.

6. Индивидуальное задание.
Составьте к оде «Вольность» лексический и историко-культурный комментарии.

В период южной ссылки Пушкин раскрывает тему свободолюбия по-новому. В стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» отразился кризис мировоззрения поэта, связанный с поражением освободительных движений в Европе. Поэтому сквозная тема свободы и рабства пребывает в этом стихотворении в биографическом, политическом, социально-психологическом и философском аспектах.

Вопросы и задания к стихотворению
«Свободы сеятель пустынный...»


1. Определите общий эмоциональный настрой стихотворения.

2. Какой смысл придает тексту эпиграф из Евангелия?

3. Почему слова свободы, обращенные сеятелем к народам, не находят у них отклика? Что является препятствием для достижения вольности?

4. Как помогает постижению смысла композиция стихотворения?

5. Какую характеристику личности лирического «я» дает автор в первой строфе? Какие слова и выражения подтверждают искренность его помыслов и действий?

6. Как характеризуются «мирные народы»? Что звучит в авторских оценках: осуждение или жалость? Аргументируйте свою позицию.

7. Какие атрибуты рабства сопутствуют угнетенным и непросвещенным народам? Какой смысл эти образы придают тексту?

8. Как помогают понять авторскую позицию синтаксические конструкции стихотворения?

Эволюция темы свободы и рабства продолжается до заключительного этапа творчества Пушкина и венчает самый глубокий по философскому наполнению «каменноостровский» цикл поэта. Наиболее ярко мысли Пушкина о внутренней свободе личности, не зависящей ни от царя, ни от народа, выражаются в стихотворении «Из Пиндемонти».

Для поэта чужды как самодержавная, так и парламентская формы государственного правления. Поэтому он провозглашает высшими ценностями, венцом внутренней свободы личности ее гармоническую связь с природой и возможность свободного творчества.

Вопросы и задания
к стихотворению «Из Пиндемонти»


1. Какой смысл придает стихотворению его композиция?

2. От каких прав отказывается лирический герой? Почему он это делает?

3. Выявите политический подтекст выражения «Зависеть от властей, зависеть от народа — Не все ли нам равно».

4. Какие права человека поэт считает самыми главными? Подтвердите свои мысли текстом.

5. Какими способами создается иронический пафос первой части и торжественный, возвышенный характер текста в стихах 10—21?

6. Индивидуальное задание.
Проследите смысловую роль изменения лексики и синтаксических конструкций стихотворения. Обобщите свои наблюдения.

Итог урока.

Тема свободы и рабства является ведущей в лирике Пушкина и связана с изменениями в его мировоззрении.

Если в ранних вольнолюбивых стихах поэт считает, что для свободы и устранения пороков самодержавного общественного устройства человеку нужны справедливые законы, то в период южной ссылки его мнение меняется. Он понимает отдаленность декабристских идей от порабощенного и непросвещенного народа и уже не верит и в парламентскую, демократическую форму правления.

В конце жизни он вообще не связывает свободу с государственными и общественными институтами. Его ценностные ориентиры вольности включают в себя возможность беспрепятственного передвижения в мире, свободного общения с природой и независимого творчества.

Следующие уроки: Уроки 17—18. Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Пушкин А. С. «Увы! язык любви болтливый...» // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 142. (вернуться)

3. Пушкин А. С. Из Пиндемонти // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 201. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика