«Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Гоголя. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет Н. В. Гоголя
работы Ф. А. Моллера, 1849.
Музей-заповедник Абрамцево
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 – 1852)

10 ЧАСОВ
(уроки 46 - 55)

10 класс[1]


Творчество Н. В. Гоголя


УРОК 53*[2]
«Чище горнего снега и светлей небес должна быть душа моя, и тогда только я приду в силы начать подвиги и великое поприще, тогда только разрешится загадка моего существования» [3]

«Выбранные места из переписки с друзьями»
и их место в творческом пути Гоголя.
«Письмо к Гоголю» Белинского.
[4]

Урок внеклассного чтения можно организовать в форме лекции с элементами беседы и начать его с чтения оглавления книги.

Работа с оглавлением книги

1. Каких проблем касался писатель в своей книге?
2. Что необычного вы заметили в названиях XXXII главы?

Вопросы и задания для беседы

1. Что побудило Гоголя взяться за работу над «Выбранными местами...»?

2. Каков был замысел писателя? Какие цели он преследовал?

3. «Русь! чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?» Как понять эти слова Гоголя?

Замысел писателя проясняют его собственные высказывания: «душа заняла меня всего», «поэт имеет право на просвещение», «всего насквозь высветлить человека во всех его силах», «пронести всю природу его сквозь очистительный огонь».

«Не было такой клетки русской жизни, которой бы он не коснулся. Все — от управления государством до управления отношениями между мужем и женой — стало объектом его пересмотра, его неравнодушного интереса, его неприкрытого вмешательства».

Архимандрит Феодор (Бухарев)
пытался рассмотреть предмет книги и различил в ней три отдела:


1. «...Общие и основные мысли — о бытии и нравственности, о судьбах рода человеческого, о Церкви, о России, о современном состоянии мира».

2. Мысли, касающиеся «искусства, и в особенности поэзии».

3. Личные объяснения автора о себе, о сочинениях своих и об отношении его к публике.

Уже судя по оглавлению, можно убедиться, что главным содержанием книги является тема России и ее духовная будущность. При этом основное внимание писателя направлено на духовные начала национального характера. Единственную возможность духовного возрождения и процветания России Гоголь видел в воссоединении ее с Церковью.

В книге Гоголь говорит о том, чем, по его мнению, должно быть искусство. Он видит его назначение — служить «незримой ступенью к христианству», а литература должна просвещать душу, вести ее к совершенству.

Размышляя о себе и своем божественном предназначении, Гоголь называет «Выбранные места...» «исповедью человека, который провел несколько лет внутри себя».

В групповой работе
могут быть прочитаны и прокомментированы фрагменты из некоторых писем писателя.

Группа 1. «Нужно проездиться по России».
Группа 2. «О том, что такое слово».
Группа 3. «Советы».

Во второй части урока
учащиеся, заранее получившие карточки с откликами современников Гоголя на «Выбранные места...» — С. Т. Аксакова, П. А. Плетнева, Н. Ф. Павлова, А. И. Герцена, С. П. Шевырева, комментируют оценки книги в критике.

Особое внимание следует уделить резкой критике «Выбранных мест...» в «Письме к Гоголю» Белинского, который обвинил Гоголя не только в идейных убеждениях, но и в падении художественного дарования.

Вопросы и задания для итоговой беседы

1. Как была встречена книга в России? («На меня рассердились все до единого в России... восточные, западные... все огорчились».)

2. Что в реакции на это произведение было неожиданным для писателя? («Для меня упрек Белинского был тяжелее всех упреков».)

3. Почему же Гоголь так болезненно реагировал на критику Белинского и вступил в спор-переписку?

4. Почему Гоголя и Белинского можно назвать центральными фигурами в литературе 40-х гг., а их спор — историческим?

5. В чем суть их разногласий?

6. Дайте оценку спору Гоголя и Белинского, найдя аргументы для защиты или опровержения позиции каждого.

Под руководством учителя в классе может быть составлена сопоставительная таблица, в которой сравниваются основные положения «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя и «Письма к Гоголю» Белинского.

Итог урока.

Жанр и пафос «Выбранных мест...» показывают высокое мастерство Гоголя-публициста, демонстрируют сочетание публицистической страстности с высокой художественностью. Не менее талантлив в своих эмоциональных оценках и Белинский. Но Гоголя нельзя обвинять в измене идеалам. Он в течение всей жизни оставался нравственно-религиозным писателем, видевшим свое предназначение в изменении общества путем совершенствования каждого и, прежде всего, самого себя. Именно одержимый этой миссией, он в конце жизни еще раз переоценивает созданное им и подвергает свои творения безжалостной критике. Он надеется, что, очистив душу, наконец сможет писать по-настоящему.

О «Выбранных местах...» писатель сказал: «Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна». Ставя вечные нравственные проблемы, Гоголь убежден в необходимости внутреннего переустройства каждого человека, которое в конечном счете должно послужить залогом переустройства и преображения всей России.

Сопоставление основных положений
«Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя и «Письма к Гоголю» Белинского.




Уроки 54-55.
Классное сочинение или контрольная работа по творчеству Гоголя

Следующие уроки: Урок 56. Обзор русской литературы 1850—1880-х гг. >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Гоголь Н. В. Из письма к В. А. Жуковскому, июнь 1842 года // Н. В. Гоголь. Духовная проза. — М., 1992. — С. 6. (вернуться)

4. Урок разработан Н. В. Беляевой в соавторстве с заслуженным учителем РФ В. А. Фаткулловой. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика