Любовная лирика А. А. Фета и ее утонченно чувственный психологизм. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
А. А. Фет.
Фото А. И. Деньера. 1860-е гг.
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ
(1820 – 1892)

5 ЧАСОВ

10 класс[1]


Уроки 63—64*. А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы[2]

Урок 65*. Размышления о поэтическом даре в лирике Фета

Урок 66. Любовная лирика Фета и ее утонченно чувственный психологизм

Урок 67*. Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета


УРОКИ 66
«У любви есть слова, те слова не умрут...» [3]

Любовная лирика Фета и ее утонченно
чувственный психологизм. «Шепот, робкое дыханье...»,
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...»,
«Певице», «Еще одно забывчивое слово...»,
«На качелях» и др.

Философия любви в творчестве Фета

тесно связана с его концепцией красоты. Эмоциональный рассказ учителя или сообщения учащихся должны включать в себя драматическую историю любви Фета и Марии Лазич, погибшей в юности.

В начале урока уместен небольшой концерт, помогающий учащимся погрузиться в атмосферу удивительных стихов Фета, посвященных Марии Лазич. Это «Солнца луч промеж лип...», «Недвижные очи, безумные очи...», «Страницы милые опять персты раскрыли...», «В тиши и мраке таинственной ночи...», «Ты отстрадала, я еще страдаю...».

В центре урока — анализ стихотворений
«Шепот, робкое дыханье...» и «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», в которых отразились черты поэтики Фета.

Вопросы и задания
к стихотворению «Шепот, робкое дыханье...»


1. Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?

2. Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли говорить о фрагментарности, случайности чувства, или оно целостно?

3. Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?

4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.

5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического «я»? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимаются в основном на слух, а во второй строфе — зрительно?

6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?

7. Почему венец любовного свидания — слезы, а в мире природы — заря? Почему слово «заря» повторяется дважды?

8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье...» с анонимным стихотворением-альбой из средневековой лирики трубадуров «Боярышник в саду листвой поник...» (XII в.). В чем общность и различие этих текстов?

Альба (alba — утренняя заря) — один из основных жанров средневековой лирики трубадуров, строфическая песня, рисующая расставание влюбленных утром после тайного свидания; часто альба получает форму диалога.

Боярышник в саду листвой поник,
Где рыцарь с дамой ловит каждый миг:
Вот-вот рожка раздастся первый клик!
Увы, рассвет, ты слишком поспешил.

— Ах, если б ночь Господь навеки дал,
И милый мой меня не покидал,
И страж забыл свой утренний сигнал...
Увы, рассвет, ты слишком поспешил.

Под пенье птиц сойдем на этот луг,
И там опять целуй меня, мой друг, —
Не страшен мне ревнивый мой супруг!
Увы, рассвет, ты слишком поспешил...

Начнем же снова нежную игру,
Пока рожком докучным поутру
Нам с башни страж не возвестит зарю.
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!

Как сладко мне с дыханьем ветерка,
Струящимся сюда издалека,
Впивать дыханье милого дружка!
Увы, рассвет, ты слишком поспешил...

Красавица прелестна и мила.
Ей все глядят вослед, забыв дела,
И в ней любовь так нежно расцвела.
Увы, рассвет, ты слишком поспешил.

Вопросы и задания
к стихотворению «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...»


1. В чем сложность эмоционального состояния лирического «я» этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? Как это выражается в лексике и синтаксисе первой и второй строф?

2. Какой характер придают внутреннему миру лирического субъекта короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется?

3. Изменилось ли настроение в третьей и четвертой строфах? Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли смысловая и стилистическая разница в словах «веровать» и «верить»?

4. Вторая и четвертая строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется?

5. Что изменилось в отношении лирического «я» к жизни, когда «много лет прошло»? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы?

6. Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы — смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи?

7. Прослушайте романс Н. Ширяева «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» на стихи Фета. Удалось ли композитору сохранить мелодию стихотворения, эмоциональность образного ряда?

Остальные стихотворения
можно предложить школьникам для самостоятельного анализа или организовать эту работу в группах.

Группа 1. «Певице».

1. Какие чувства вызывает у лирического «я» исполнение певицы?

2. Какие образы стихотворения несут на себе черты недосказанности, невыразимости чувства?

3. Какова роль музыки в восприятии мира как красоты? Что дает музыка человеку?

4. Какой смысл придает тексту множество глаголов в форме императива?

Группа 2. «Еще одно забывчивое слово...».

1. Как создаются в стихотворении образ времени и образ памяти?

2. Почему чувства лирического «я» противоречивы?

3. Что ему мешает насладиться очарованием любви?

4. Какие образы имеют символическое значение?

5. Какими способами автор рисует состояние «последней любви»? Сопоставьте его с тютчевским.

Группа 3. «На качелях».

1. Проанализируйте лексику, рисующую реалии внешнего мира, и слова, передающие внутреннее состояние человека. Какова их динамика?
Реалии внешнего мира и внутреннее состояние человека
в стихотворении «На качелях»
Внешний мир
Внутреннее состояние
в полусвете ночном
страшнее
на доске этой шаткой
отрадней
бросаем
игра, игра роковая
к вершине лесной
играть жизнью вдвоем
взлетать
счастье

2. Какой символический смысл приобретает в стихотворении катание на качелях?

3. Как помогают понять смысл текста его пространственные отношения?

4. Как в стихотворении выражена фетовская концепция красоты?

В конце урока
необходимо обобщить способы достижения гармонии и музыкальности поэтической речи в лирике Фета, подобрать примеры импрессионизма в его поэзии.

Эмоциональным финалом урока станет прослушивание или исполнение романсов на стихи Фета «На заре ты ее не буди...», «Я тебе ничего не скажу...» и др.

Итоги урока.

Стихи Фета о любви созвучны его концепции красоты мира. Любовь не умолкает в его стихах 1880-х гг., написанных уже достаточно пожилым человеком.

Поэтическая речь Фета гармонична, музыкальна, наполнена красками, звуками, запахами. Лирика поэта полна радости, света, которые рождает ощущение гармонии мира. Именно она помогает человеку преодолевать драматические ситуации жизни, тревоги и напряжения любви.

Фет — мастер словесного изображения тончайших состояний души человека. Для поэта характерны фрагментарность, эскизность и повышенная эмоциональность в изображении единства мира природы и чувств человека, метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов, необычный синтаксис, полный параллелизмов, повторов, ритмических пауз, богатых поэтических интонаций, звуковой инструментовки.

Следующие уроки: Урок 67*. Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Фет А. А. Alter ego // А. А. Фет. Стихотворения. — М., 1979. — С. 209. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика