Анализ одного стихотворения русского поэта середины XIX века. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
А. К. Толстой.
Офорт М. Рундальцова
с рис. Т. Кирхгофа (?). 1911 г.
Источник: Захарова В. Д. Вслед за А. К. Толстым. В поисках истины. – Брянск, 2013.
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
УРОК КОНТРОЛЯ

1 ЧАС

10 класс[1]



УРОК 70*
Урок контроля.
Анализ одного стихотворения
русского поэта середины XIX века (по выбору учащихся)
[2]

На уроке контроля по анализу одного стихотворения учащиеся должны показать свои умения интерпретировать лирику, что обеспечит их подготовку к экзаменам по литературе.

При подготовке к таким урокам учащимся могут быть предложены алгоритмы анализа лирики[3].

Учитель может воспользоваться планом анализа лирики,
в котором разграничены критерии структурно-семантического и культурологического подходов к анализу.

В таком плане анализа лирического текста школьникам продвинутого уровня можно адресовать пп. 7—10 в каждом столбце.
ТАБЛИЦА
План анализа лирики
Структурно-семантический аспект
Историко-литературный аспект
1. Композиция (сколько частей, как они взаимосвязаны)
1. Место стихотворения в творчестве поэта (русском и мировом культурном процессе)
2. Образный ряд (ключевые образы, образы-символы и т. п.)
2. Историко-культурные и биографические комментарии
3. Звуковой строй текста (звукописные образы и их роль)
3. Особенности жанра стихотворения и их смысловая роль
4. Лексический строй текста (существительные, глаголы, прилагательные, их количественные и качественные характеристики). Изобразительно-выразительные средства языка (тропы)
4. Тематика стихотворения, отражение в нем основных мотивов творчества поэта
5. Синтаксический строй текста. Изобразительно-выразительные средства языка (фигуры)
5. Эпиграф и его смысловая роль
6. Поэтические интонации. Изменение настроения текста
6. Скрытые цитаты, литературные и культурные ассоциации, переклички
7. Стихотворный размер и его смысловая роль
7. Посвящение стихотворения и его смысловая роль
8. Особенности рифмовки и их смысловая роль
8. Подзаголовки стихотворения и их смысловая роль
9. Строфика текста, ее особенности и смысловая роль
9. Датировки, указания на место написания
10. Пространственно-временные отношения в тексте и их смысловая роль
10. Условность описаний в лирическом тексте
11. Смысл названия стихотворения
12. Внутренний облик лирического героя


Следующие уроки: Урок 71*. Реализм в литературе Европы и Америки >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. См.: Материалы для подготовки и проведения экзамена. Литература. 9 класс / Сост. С. А. Зинин и Е. А. Зинина. — М., 2002. — С. 60. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика